Занятие логоритмика для детей 3 4 лет

Гимназия  №1404 «Гамма»

Дошкольное отделение «Вешняки»

ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ

                             для детей 3-4 и 4-5 лет

                                         

                                Составители:

                                Педагоги дополнительного  образования:

                                Учитель- логопед:

                                              Клокова Юлия Васильевна

                                Музыкальный руководитель:

                                              Изнаирова Ольга Георгиевна 

                                     Москва  2014г.

ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Возрастной состав обучающихся: дети 3-4 лет и дети 4-5 лет

Продолжительность образовательного процесса –1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.  Ее основой являются речь, музыка и движение.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака - Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить образовательную деятельность по логоритмике.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

 Логоритмика  направлена на всестороннее развитие ребёнка,  совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Занятия по логоритмике  проводится с детьми 2 раза в неделю. Длительность занятия проходит в соответствии с требованиями СанПиНа. В данной программе отражены следующие разделы:

задачи (коррекция нарушений речи, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей);

тематическое планирование;

учебно-тематические планы;

ожидаемые результаты на каждый учебный год.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

    Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- активизировать высшую психическую деятельность через     развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- развивать и увеличивать объём зрительной памяти;

- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

2. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

5. Принцип отбора  лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

Ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

                   

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

             

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН для детей 3-4 лет

       Месяц

Кол-во    часов

                            Тема занятия

Сентябрь

1

 «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

2

 «Знакомство с домиком язычка»

2

 Вот и осень пришла

Октябрь

2

 Фрукты

   

2

 Овощи

2

 Мишка в лесу

1

 Заяц в огороде

1

День рождения зайчика

1

Домок - теремок

Ноябрь

1

 Прощание с осенью

   

2

Приближается зима

2

Перелетные птицы

2

Как звери к зиме готовятся

      Декабрь

2

Зимовье зверей

     

2

 Зимний лес

1

Медвежонок Мишутка

1

Серебряный ключик

2

Новый год у ворот

1

Снеговик

Январь

1

Новогодняя ёлка в лесу

2

Помогите птицам

1

Метелица

1

Зимние подарки

1

Саночки

Февраль

1

Мы мороза не боимся

1

Кукла Аня

     

1

Новоселье куклы

2

Поезд игрушек

1

 Капитаны

2

Как солдаты наши мы идем

Март

2

Пришла весна - открывай ворота

1

У меня полно хлопот

1

Поможем маме

1

Как козлик маму искал

1

Мы давно блинов не ели

1

Иван Иваныч Самоварыч

1

Зайкина шубка

1

Мамы и малыши

Апрель

1

Как петушок утро проспал

1

Цирк! Цирк! Цирк!

1

Лес просыпается

1

Прогулка в весеннем лесу

1

У меня зазвонил телефон

2

Наши птички к нам вернулись

1

Мишка просыпается

Май

1

Дел много у зверей

1

Чей это домик?

1

Пароходик

1

Едем на дачу

1

Паровозик из Ромашково

1

Храбрый цыплёнок

1

Наш веселый хоровод

1

Еле- еле, еле-еле закружились карусели

   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для детей 4-5 лет

Месяц

Кол-во часов

Тема занятия

Сентябрь

1

В гостях у язычка

1

Дружат наши пальчики

1

Как слышат наши ушки

2

Осень к нам шагает

Октябрь

2

Осенние дары

1

Зайка-огородник

2

Пернатые друзья

2

Дикие животные

2

Домашние животные

Ноябрь

1

Листопад

1

Лесные сказки

1

Лесные кладовые

2

Времена года

1

Дорога на мельницу

     

1

Верные друзья

Декабрь

1

Зима наступила

1

Кто зимой холодной бродит злой, голодный?

2

Зимние забавы

     

1

Прогулка в волшебный лес

1

Путешествие снежинок

2

12 месяцев

1

Как Мурочка  Деда Мороза будила

1

На пороге Новый год

Январь

1

Снова - снова Рождество!

1

Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!

1

Тётушка Метелица

1

Как звери зимуют

1

Сказка про бурого мишку и мышку- вертушку

1

Лисичка со скалочкой

Февраль

1

Петух да Собака

1

Бременские музыканты

2

Бравые солдаты с песнями идут

1

Бей, барабан!

1

А что у вас?

2

Вот так мастера!

Март

1

Как стать большим

1

Очень бабушку свою, маму мамину люблю…

1

Мама спит, она устала

1

Сказка про зайцев

1

Весенний ветерок

2

В полюшке, за бугром…

1

По дороге Петя шёл…

1

Горшочек каши

Апрель

1

Как Мышонок стал трудолюбивым

2

Хоровод на лесных проталинках…

1

Чьи это ушки?

1

Даша и Маша

1

Старичок- лесовичок

1

Весёлый зоопарк

1

История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти

Май

1

Красный фонарик

1

Колесо

1

У Кошки день рождения

1

Травушка- муравушка

1

Бычок – смоляной бочок

1

Как Цып и Цыпа свой дом искали

1

Цыпленок и его семья

1

Белая козочка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И. Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;

«Логопедические распевки» Н.Г. Гавришевой, Н.В. Нищевой;

«Весёлая логоритмика» Е. Железновой;

«Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В. Пятница.

«Работа над ритмом в логопедической практике»

 Г.В. Дедюхина


Занятие логоритмика для детей 3 4 лет