Упражнения лечебной физкультуры для детей

Комплекс физических упражнений при детских церебральных параличах

В комплексном лечении ДЦП главная роль принадлежит целенаправленной стимуляции активных движений ребёнка, которые при многократном повторении оставляют в памяти более значительный след, чем пассивные движения и массаж.
Приведу основные, наиболее эффективные упражнения которые применяются для выработки таких высокоорганизованных локомоторных актов, как самостоятельное стояние и ходьба.
При наличии мышечного тонуса прежде, чем начать тренировку вертикальной установки тела, нужно использовать ряд упражнений, направленных на расслабление спастических мышц в горизонтальном и вертикальном положениях.

1. И. п. лёжа на спине, ноги вытянуты.
Методист захватывает ноги в области нижней части голеней и ритмично сгибает и разгибает их в коленных и тазобедренных суставах, удерживая в приведённом состоянии.
Движения сначала должны быть плавными, затем, по мере уменьшения мышечного тонуса, темп их ускоряется.

2. И. п. то же.
Методист проделывает то же движение, только поочерёдно: с каждой ногой отдельно.

3. И. п. лёжа на спине.
Методист плавно производит круговые пассивные движения в тазобедренных и коленных суставах по часовой стрелке и против.

4. И. п. лёжа на спине, ноги вытянуты.
Методист плавно разводит и сводит прямые ноги.

5. И. п. то же.
Методист сгибает ногу в коленном и тазобедренном суставах, одной рукой надавливая на переднюю часть подошвы, другой -подтягивая за пятку, -выводит стопу из подошвенного сгибания в тыльное. Затем возвращает в и. п.

6. И. п. лёжа на животе, ноги вытянуты.
Методист сгибает ногу в коленном суставе до 90 и более. В этом положении он выводит стопу из подошвенного сгибания в тыльное. Другой рукой он прижимает таз к кушетке.

7. И. п. лёжа на спине. прямые руки вдоль туловища.
Методист сгибает предплечье в локтевом суставе до 90, производит тыльное разгибание кисти в запястье с одновременным удержанием пальцев в разогнутом положении. Затем поворачивает ладонь и плавно сгибает и разгибает руку в локтевом суставе.

8. И. п. то же.
Методист плавно отводит прямую руку через сторону вверх, удерживая разогнутые пальцы руки. Затем так же возвращает руку в и. п.

9. И. п. то же.
Методист одной рукой фиксирует руку ребёнка в локтевом суставе, а другой удерживает кисть и пальцы растянутыми, толкает выпрямленную руку прямо в направлении головы вдоль туловища, приподнимая плечо. То же делается другой рукой.

10. 11. 12. Упражнения выполняются сидя на стуле, и повторяют движения упражнений 7, 8, 9.

13. И. п. сидя на стуле, руки вдоль туловища.
Методист удерживает опущенную руку ребёнка в области локтя и кисти в положении разгибания и наружной ротации и резкими толчками пассивно поднимает и опускает плечо.

14. И. п. то же.
Методист стоит сзади и заводит руки ребёнка за голову, соединяет их за головой, животом придерживая их, двумя руками разводит и сводит локти ребёнка.

15. И. п. сидя на стуле.
Методист стоит сзади и заводит руки ребёнка за голову, животом придерживая их, руками держит разведённые локти и делает покачивания из стороны в сторону.

16. И. п. то же.
Методист стоит лицом к ребёнку. Руки ребёнка ладонями соединены, пальцы выпрямлены и придерживаются одной рукой методиста. Методист поднимает руки ребёнка вверх и вытягивает их.

17. И. п. сидя на стуле, ребёнок привязан к спинке стула широким ремнём.
Методист поочерёдно поднимает за голень ногу вверх и ставит пятку ноги на стул, придерживая колено другой рукой. То же нужно сделать и с другой ногой.

18. И. п то же.
Методист поочерёдно поднимает за голень прямую ногу вверх и отводит её в сторону, придерживая колено другой ноги рукой. То же сделать другой ногой.

19. И. п. сидя у стены.

Ребёнок опирается спиной на стену, ноги согнуты и прижаты рукой методиста, стопы вместе, колени врозь. Ребёнок, скользя по стене, встаёт и садится.

20. И. п. стоя на коленях.

Методист стоит лицом к ребёнку и держит его за руки.
Ребёнок передвигается на коленях.

21. И. п. то же.
Ребёнок кладёт таз то влево, то вправо.

22.И. п. то же, ноги врозь.
Ребёнок садится тазом между ног, методист разводит его стопы в стороны.

23. И. п. стоя на коленях и держась за сидение стула.
Поочерёдно ребёнок выставляет ноги вперёд и ставит их на стопу. Методист контролирует правильность движения.

24. И. п. то же.
Ребёнок выставляет ногу вперёд; опираясь на неё, он встаёт и приставляет другую ногу. Опираясь на вторую ногу, он возвращается в и. п.

25. И. п. лёжа на спине.
Ребёнок поднимает вверх руки и ноги и произвольно трясёт ими.

Все эти упражнения -лишь малая часть тех движений, которые нужны ребёнку. Но, выполняя их ежедневно и минимум по 50 повторений, вы поможете ребёнку освоить такой нужный акт как стояние.

ЛФК при ДЦП

Детский церебральный паралич – нарушение двигательных функций мозга, которые появляются в результате его нарушения в детстве. Такие отклонения не прогрессируют. Они появляются с рождения ребенка и существуют в течение всей жизни. Двигательные нарушения зачастую выражены слабостью определенной группы мышц. В результате чего не скоординированы движения ног, рук, нарушена походка, может запрокидываться шея. Диагноз ДЦП может нарушить интеллектуальное развитие и речь. Основная причина ДЦП – удушье или нехватка кислорода в утробе матери или же после рождения. Это может быть выражено вследствие каких-либо патологий во время беременности матери. Также могут повредить мозг плода различные травмы, вызванные какими-либо видами акушерской патологии, неправильное строение таза матери, затяжные роды, слабая родовая деятельность. Но чаще всего тяжесть родов может быть определена уже существующими нарушениями внутриутробного развития ребенка.

Гемолитическая болезнь также может спровоцировать недуг после родов, в результате чего происходит интоксикация мозга ребенка. Вызвать ее может несовместимость по резус-фактору либо группе крови матери и ребенка или же печеночная недостаточность плода. В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка. Особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела. Это приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению в скелете мышечного тонуса.

Родители рано или поздно задаются вопросом, можно ли реабилитировать нервную, мышечную и двигательную координации при ДЦП. Для начала нужно пройти курсы массажа и лечебной физкультуры, а также принимать средства, понижающие мышечный тонус. Также рекомендуются препараты, которые питают нервную ткань и улучшают ее микроциркуляцию.

Методы воздействия

Лечение ДЦП – многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. А на это все нужно время. Это дело довольно трудоемкое, но не безнадежное.

Лечение ДЦП можно разделить на 3 этапа:

  1. Предварительный – подготовка организма к увеличению физических нагрузок, к очистке от токсинов. Данный этап длится примерно от 2 до 4 недель.
  2. Подготовительный – самый сложный и продолжительный этап лечения. Все проводится только биомеханическим способом. Этап будет завершен, когда пациент сможет самостоятельно стоять на ногах, приседать, наклоняться. Этап может быть довольно длительным, все зависит от тяжести заболевания и возраста пациента.
  3. Основной – происходит обучение ходьбе уже при нормальном стереотипе. По окончанию этапа пациент должен уже самостоятельно передвигаться.

Главный помощник в лечении – понимание родителей ребенка. От этого зависит весь исход проделанной работы.

Действие ЛФК при ДЦП

Существует мнение, что лечебной гимнастикой нужно заниматься с ребенком с трехлетнего возраста. Но это неверно. Основные двигательные навыки формируются с момента рождения - до того, как ребенок сделает первые шаги. Дальше они просто совершенствуются. Детский церебральный паралич – заболевание, приводящее к тяжелой инвалидности.

ЛФК и лечебный массаж занимают главное место в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому и нужно при работе с детьми учитывать возраст, форму и степень тяжести ДЦП, соблюдая систематичность.

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.

Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по испытанной программе, то неповрежденная нервная система будет выполнять все свои функции. Программы по ЛФК занимают главное место в лечении детей с ДЦП.

Выполнение упражнений

Обязательными и общими признаками для всех методик ЛФК являются:

  1. Систематичность, регулярность и непрерывность применения лечебной физкультуры;
  2. Строго индивидуальные упражнения в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием;
  3. Постепенное увеличение физических нагрузок.

Содержание упражнений для детей с ДЦП:

  1. Растягивание мышц: профилактика тератогенеза, снятие мышечного напряжения, расширенный диапазон движения;
  2. Упражнения для выработки силы, развития чувствительности мышц;
  3. Тренировка чувствительности нервов для улучшения состояния нервной ткани;
  4. Упражнения для укрепления антагонистических и ведущих групп мышц;
  5. Поддержание функциональной эффективности органов – упражнения на выносливость;
  6. Расслабление, чтобы устранить судороги, напряженность и спазмы;
  7. Обучение нормальной ходьбе;
  8. Упражнения для стимулирования органов чувств;
  9. Упражнения на подъем для улучшения двигательной силы и равновесия;
  10. Тренировка на сопротивление, чтобы развить мышечную силу.

Больные с ДЦП для развития мышечной силы должны выполнять упражнения с увеличивающейся интенсивностью. Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности. Специально-разработанная лечебная физкультура для больных с церебральным параличом должна обеспечить возможность развития физической силы больных.

ДЦП – неизлечимая болезнь, но ее можно облегчить, если применить ЛФК, которая занимает важное место в адаптации больного к условиям окружающей среды.

Комплекс упражнений лфк при дцп - эффективность тренировок

Детский паралич может развиваться внутриутробно, либо в первые годы жизни вследствие определенных заболеваний (скарлатины, дифтерии и др.). Расстройство движений может проявляться диплегией (поражаются верхние и нижние конечности), параплегией (поражаются нижние конечности) и гемиплегией (поражаются мышцы одной половины тела). Комплекс упражнений лфк при дцп, предложенный в данной статье, окажет позитивное воздействие на организм в целом.

Лечебная физкультура при остеохондрозе, грыжах, переломах. сколиозе, артрозе, плоскостопии всегда очень эффективна. Она хорошо помогает и при детских церебральных параличах. Дело в том, что дети, страдающие параличами конечностей, не имеют возможности двигаться, в то время как движения необходимы для нормального роста и формирования организма. Поэтому лечебная физическая культура становится эффективным помощником в восстановлении двигательных функций у детей, препятствуя их отставанию в развитии.

Комплекс упражнений лфк при дцп подразумевает лечебную гимнастику, а также прогулки и игры на воздухе. В упражнениях лечебной гимнастики необходимо предусматривать физическую нагрузку не только для пораженных конечностей, но и для здоровых групп мышц.

Детям до пяти лет назначаются массаж и пассивные движения. Чаще всего лечебной гимнастикой занимаются в индивидуальном порядке. Если ребенок может делать движения, которые позволяют ему принимать участие в групповых занятиях, это также необходимо.

В ходе выполнения пассивных и активных гимнастических упражнений, следует избегать грубых элементов. Лечебная гимнастика, в первую очередь, должна предусматривать укрепление ослабленных антагонистов и растяжение сокращенных мышц. Упражнения выполняются в положении стоя, сидя и лежа, исходя из состояния двигательной функции.

Для большей результативности, лечебная физкультура для детей должна проводиться в интересной ребенку форме, возможно, игровой. Например, можно предложить игры с мячом, перебрасывание мяча, эстафетные игры. При этом необходимо убедить ребенка, что он должен пользоваться больной рукой. Также ребенок с энтузиазмом будет раскрашивать картинки, лепить из пластилина, вырезать фигуры и прочее. Важно достаточно времени уделять обучению правильной ходьбе, например, используя рисунок пола.

Желательно, чтобы ребенок как можно чаще проводил время на свежем воздухе, лучше за городом.

Видео урок по ЛФК при ДЦП

Реабилитация после эндопротезирования коленного сустава - комплекс эффективных упражнений

После проведенной операции по эндопротезированию коленного сустава пациента переводят в палату интенсивной терапии для осуществления за ним по.


Увеличение физических упражнений

Смысл таких упражнений - не в поиске общеукрепляющих, оздоровляющих организм физических тренировок, а в нагрузке мышечной системы, вследствие чего мышцы увеличиваются в размерах, приобретают значитель.


Узнайте норму тренировок

Излишние нагрузки будут снижать аппетит и к тому же расходуется энергия организма. Чтобы мышцы работали, нужна энергия, которая создаётся из белков и углеводов. Углеводы дают хорошую энергию, но их за.


Вместо тренировок — больше стойте на ногах

Врачи советуют людям, которые не имеют возможности тренироваться, больше времени проводить стоя на ногах. Даже полчаса, проведенных человеком на ногах, заменяют ему тренировки.


Что даст минута физических упражнений в день

Каждый наверняка человек знает, что спортивные нагрузки – превосходное средство для поддержания здорового образа жизни и организма. Но, как утверждают специалисты, сегодня очень мало людей уделяют тре.

Поиск лекарств по аптекам Новосибирска

Сервис поиска лекарств по аптекам Новосибирска.
Возможность узнать наличие и стоимость,
сравнить цены и предложения аптек.

Источники: http://www.lfkrostov.com/2009/05/27/kompleks-fizicheskih-uprazhneni-pri-detskih-tserebralnyh-paralichah/, http://xn--80achd5ad.xn--p1ai/%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%BB%D1%84%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D0%B4%D1%86%D0%BF, http://doctor54.ru/read-2595.html

Комментариев пока нет!

Упражнения лечебной физкультуры для детей