Упражнения для детей с умственной отсталостью

В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.

Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.

ОТ АВТОРА

Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которым и посвящена настоящая книга. Некоторые игры взяты из других методических пособий по воспитанию детей дошкольного возраста, но задачи, содержание и методика их проведения даны с учетом особенностей развития, воспитания и обучение дошкольников с нарушением интеллекта.

Значение занятий с умственно-отсталыми детьми

Значение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей 9-10 лет, нуждающихся в корректировке умственного развития

Рядом со здоровыми детьми живут и развиваются дети с физическими и умственными дефектами. Благодаря современным методикам диагностики и различным программам раннего развития, дети с особенными потребностями никак не отличаются от своих сверстников. Более того, в чем-то они могут достичь даже больших результатов. Например, в творчестве или спорте. Все зависит от того, как окружение ребенка будет на него влиять и какие грани его Личности оживут, определяя его интересы или дальнейшую судьбу.

Дети с нарушением умственного развития в наши дни представляют одну из многочисленных категорий среди всех нозологий. Детям с ограниченными интеллектуальными возможностями тяжело осваивать общие программы в учебных заведениях, а специфичность эмоционально-личностной сферы определяет и особенный процесс адаптации в социуме. От разных состояний интеллектуальных нарушений и потенциальных способностей зависит весь процесс реабилитации (как физической, так и психологической, социальной).

Роль родителей в коррекционном процессе

Успех воспитательно-образовательного процесса зависит не только от раннего выявления недуга, но и от правильной оценки возможностей и способностей ребенка, его психологических особенностей. Именно поэтому роль родителей сложно переоценить. Ведь именно они могут наиболее точно оценить потенциальные возможности своих детей и обеспечить систематическое, целенаправленное и комплексное взаимодействие педагогов, врачей и воспитателей, обеспечив тем самым позитивную динамику.

У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается слабый интерес и замедляется скорость обучения. Таким деткам гораздо сложнее осваивать новый материал и общественный опыт (например, навыки поведения в городском транспорте или магазине). Процессы восприятия, памяти, внимания и мышления протекают и формируются медленнее, чем у сверстников, и обладают особенными характеристиками. Собственно говоря, эти характеристики в сочетании с индивидуальными чертами характера ребенка и определяют выбор той или иной коррекционной и развивающей методики. Вторичными нарушениями считают отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, которые усложняют работу многим специалистам, отвергнутыми ребенком без малейших видимых причин.

У детей с легкой умственной отсталостью преимущественно сохранено конкретное мышление. они разбираются в практических ситуациях, ориентируются на кого-либо (чаще всего родители или старшие братья, сестры). Уровня интеллекта обычно достаточно для развития бытового мышления, для нормального трудового и профессионального роста, относительной адекватности и самостоятельности в повседневном окружении.

Активизировать и стимулировать умственную деятельность ребенка, способствовать развитию его эмоционально-волевой сферы, расширять круг коммуникативных навыков и умений, а также навыков сотрудничества могут не только специалисты, но и родители. Конечно, в полном объеме провести коррекцию любого нарушения невозможно, но активизировать определенные процессы и снять эмоциональное напряжение у ребенка – вполне реально.

Корректирующие методики и упражнения

В основе большинства методик коррекции и развития способностей детей с легкой умственной отсталостью лежит одна база, к которой относятся такие виды работы, как расслабляющие упражнения, развитие моторики, коммуникативные и подвижные игры, а также упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Зная их, можно с легкостью вплетать элементы занятий в повседневную жизнь ребенка, тем самым ускоряя и приближая появление позитивных изменений в его поведении и мышлении.

Простыми в организации и проведении, но очень действенными являются следующие упражнения:

1. Расскажи о себе!

Рассказывайте ребенку о себе и предлагайте ему продолжить предложения:

- Я (какой?)
- Я люблю
- Я мечтаю

2. Что-то здесь не то

Предложите ребенку Вас исправить и найти ошибки:

- Зимой цветут поля и сады, греет солнышко
- Летом холодно и все бегут купаться на речку
- Мышка чуть не поймала кота, но он от нее убежал и лает из будки

Разместите на столе разные предметы, чтобы получилась небольшая путаница. Возьмите около 15-20 предметов разного назначения. Например, посуду и мелкие предметы одежды, украшения и ванные принадлежности. Предложите ребенку назвать вещи и сказать для чего они используются, вместе разложите вещи на свои места.

4. Чем отличается

Предложите ребенку пары рисунков (или пары предметов) и спросите, чем они отличаются:

- табурет и стульчик
- яблоко и груша
- блюдце и тарелка
- стакан и чашка

5. Мешочек с подарками

Опишите один из предметов, который лежит в мешочке (необходимо подготовить заранее мешочек и 5-10 предметов: например, игрушек), а потом предложите ребенку найти его на ощупь.

6. Задания для послушных пальчиков

Повторите с ребенком следующие упражнения:

Река – имитируйте волны: ладошки в горизонтальном положении;
Лодочка – пальцы вместе, ладошки сомкнуты в горизонтальном положении;
Черепаха – пальцы рук сомкнуты в замок, большие пальцы соединены и имитируют голову черепахи;
Рыбки – ладошки вертикально ребром, пальцы вместе, имитация плавания рыбок;
Улитка – одну руку положить на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их, накрыть руку ладошкой второй руки.

Стоит отметить, что даже при полном сотрудничестве ребенка с взрослым. не стоит его перегружать. Оптимальной длительностью занятия является 45 минут. Системный подход позволит в короткие сроки увидеть повышение уровня развития процессов мышления и общих интеллектуальных способностей, развития коммуникативных навыков, улучшения состояния общей и мелкой моторики. Так, при ежедневном включении хотя бы 15-минутных занятий положительные изменения будут видны уже через месяц.

Опубликовано на сайте: 5 Октября 2015. 549 просмотров

В последнее время особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с применением таких коррекционных технологий, которые бы позволили школьникам с проблемами в развитии не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и повлекли бы за собой истинное развитие ребенка. Именно такую возможность предоставляет становление у детей с нарушением интеллекта координационных способностей [3].

Координационные способности (КС) могут рассматриваться как один из важнейших компонентов двигательных способностей. Согласно определению Л. П. Матвеева (2008), это способность человека управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели [16]. Особенно важно формирование таких способностей для детей с умственной отсталостью, которые по физическому развитию, как правило, значительно отстают от здоровых сверстников. Причем это отставание зависит не только от органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и наличия вторичных нарушений, но и является следствием вынужденной гипокинезии. Психомоторное недоразвитие проявляется во всех областях двигательной сферы. С. Б. Нурзулаев (2002) отмечает, что для умственно отсталых детей характерны нарушения основных движений (ходьбы, бега, прыжков), низкий уровень развития физических качеств, нарушения координационных способностей, несформированность точных и согласованных движений частей тела и пальцев рук [10]. Согласно исследованиям Горской И. Ю. возрастные темпы прироста всех видов КС умственно отсталых детей имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2–3 года. Большинство сенситивных периодов развития КС приходится на диапазон 9–12 лет [4].

По мнению З. И. Кузнецовой (2006) КС определяются подвижностью и уравновешенностью ЦНС, степенью зрелости и индивидуальным строением отдельных областей коры головного мозга, свойствами анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного), продуктивностью процессов восприятия, памяти, мышления [9]. А именно эти биологические и психические функции у детей с умственной отсталостью имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию, в первую очередь, между функциями двигательного аппарата и деятельностью систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложнокоординационных двигательных действий [4].

Таким образом, развитие КС является важной составной частью процесса физического воспитания в коррекционной школе и требует комплексного подхода в выборе средств и методов решения коррекционно-развивающих задач.

С учетом всего вышесказанного тема нашей работы Развитие координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости является актуальной.

Цель: определить эффективность использования специально подобранных упражнений для развития координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования: урок адаптивной физической культурой детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: упражнения для развития координационных способностей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование подобранных нами упражнений на уроке АФК в начале основной части в течение 10 минут позволит повысить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Проанализировать роль координационных способностей в адаптивном физическом воспитании;

Оценить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет со слабой степенью умственной отсталости;

Выявить эффективность специально подобранного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; математической статистики.

Исследования проводились в несколько этапов. Iэтап - проводился в период сентября-октября 2014 года.Целью этого этапа было проведениеанализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования. Проводился анализ программ по адаптивному физическому воспитанию, и продумывались варианты внедрения комплекса по развитию координационных способностей. В конце первого этапа был проведён первый констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходных показателей координационных способностей (КС) испытуемых.

IIэтап – проводился с ноября 2014 года по апрель 2015 года. Цель этого этапа – проведение формирующего эксперимента. В течение этого периода испытуемые – 8 учеников 2-го класса коррекционной школы 8 вида занимались в течение 5 месяцев упражнениями специально подобранными нами для развития координационных способностей.

Средства для развития КС для детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости на уроках адаптивной физической культуры

На уроках АФК возможно наиболее многообразное и эффективное совершенствование всех видов КС. При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Программой по АФК предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Решение задач адаптивного физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, с детьми с легкой степенью умственной отсталости приводит к тому, что они:

— значительно быстрее и на высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

— постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

— испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения разнообразных движений.

Нами были подобраны специальные средства по развитию КС (таблица 1), их выполнение мы планировали на первую половину основной части занятия, в течение 8-10 минут.

Компоненты, определяющие КС

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0083/1_0083-1.shtml, http://m.b17.ru/article/37840/, http://www.scienceforum.ru/2016/1403/22950

Комментариев пока нет!



Источник: http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-razvitija-umstvenno-otstalyh-detej.html

Упражнения для детей с умственной отсталостью