Упражнение на полу для детей

Страница 7 из 15

Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование, которое использу­ется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, пал­ка). На детских площадках, в парках и скверах желатель­но также использовать гимнастические стенки, доски, кубы, Дети младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упраж­нения дошкольники усваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упраж­нениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне). При ползании в упоре стоя ногами опираются на нос­ки, а руками — на кисти («как медвежонок»). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновремен­но выставляют вперёд, и тело перемещается вперед до пол­ного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в том же порядке. Ползать можно на коле­нях и кистях, а также на коленях и локтях  (рис. 7).

Перемещение    рук    и    ног   во время ползания может быть одноименным и разноименным способом. При разноименном способе вначале выставляют левую руку и правую ногу, а затем правую руку и левую ногу. При одноименном спосо­бе одновременно двигается правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. Дошкольников обучают ползать обоими способами.

Упражнения в ползании желательно объединять с дви­жениями, способствующими выпрямлению туловища. На­пример, после ползания между ножек стула встать, под­нять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой  (рис. 8).

Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность.

Для детей этого возраста упражнения в лазаньи пред­ставляют значительную сложность, поэтому от них еще ра­но требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее.

Позднее добиваются, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и на­ступали на каждую из них одной ногой (рис. 9). При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.

Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, де­лает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу (рис. 10). При подлезании и пролезании вторым способом нужно повер­нуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и тулови­ще,  а затем вторую ногу.

Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и полза­нии. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве). Ребенок ложится на пол лицом вниз. Затем не­много поднимается и перемещает как можно дальше впе­ред правую ногу и одновременно левую руку, туловище поворачивается немного вправо. Отталкиваясь согнутой правой рукой, продвигается вперед, подтягивая левую но­гу. Далее движение повторяется в той же последователь­ности. Голову во время ползания не следует поднимать высоко  (рис.  11).

К одному из наиболее интересных и полезных упражне­ний для детей 6—7 лет относится перелезание через пре­пятствие (бревно, скамейка). Выполняют это разными способами: можно лечь на грудь и живот вдоль бревна, перенести вначале на противоположную сторону ноги, за­тем — руки или одну ногу и руку, а потом — вторую ногу и руку. При втором способе ребенок опирается о бревно обеими руками, затем поочередно ставит на него ноги и, отталкиваясь ими,  преодолевает препятствие   (рис.   12).

Перед детьми этого возраста во время выполнения уп­ражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке), правильная координа­ция движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

Упражнения для детей 3 лет

1.  Встать лицом к кубу (ящику), опрокинутому вверх дном, высотой  15 см, подняться на него и сойти вниз.

2.  Проползти в упоре стоя  на  коленях между двумя параллельными лентами  (расстояние между ними 15—25 см) к флажку, который лежит на расстоянии 3 м от места начала движения. Взять флажок и помахать им над го­ловой.

3.  Проползти в упоре стоя на коленях по доске, лежа­щей на полу, до ее конца, подняться и хлопнуть в ладони над головой.

4.  Проползти в упоре стоя на коленях между ножками стула,   подняться,   поднять  руки   через  стороны  вверх  и опустить их вниз.

5.  Подойти к веревочке, привязанной к двум стульям на высоте 40—50 см, присесть на корточки и, не касаясь пола руками, подлезть под нею.

6.  Стать в упор стоя на коленях за 2 м от натянутого на высоте 40—50 см между двумя стульями шнура (обру­ча, который держит взрослый вертикально к полу), под­лезть под него  (пролезть в обруч), подняться и сделать хлопок над головой.

7.  Стать   лицом   к   гимнастической   стенке   (лесенке), подняться на 1 —1,5 м и, не пропуская перекладин, опус­титься вниз.

Упражнения для детей 4 лет

1.  Стать в упор стоя на коленях возле веревочки, натя­нутой между двумя стульями на высоте 40 см, подлезть под нее, подняться и подпрыгнуть несколько раз на обеих ногах, «как зайчик».

2.  Подойти к обручу, который держит вертикально к полу взрослый, и пролезть в обруч грудью вперед или бо­ком, не касаясь руками пола.

82

3.  Проползти  в упоре стоя на  коленях по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 30 см, встать, держась за перекладины, повернуться кругом и сойти по доске вниз.

4.  Проползти в упоре стоя на коленях по бревну, на конце его встать и сойти вниз.

5.  Подойти к бревну, лечь на него грудью и перелезть на  противоположную сторону, опуская по очереди ноги.

6.  Стать лицом к гимнастической стенке, подняться на 1,5 м и опуститься вниз приставным шагом.

Упражнения для детей 5 лет

1.  Проползти в упоре стоя на коленях к мячу, который лежит на  полу на  расстоянии 4 м от начала движения. Взять мяч, подняться и подбросить его над головой не­сколько раз.

2.  Проползти в упоре стоя на коленях под веревочкой, привязанной к двум стульям на высоте 40 см, толкая перед собой  головой  большой  мяч.  Подняться  и  поднять  мяч обеими руками над головой.

3.  Проползти в упоре стоя по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на вы­соте 35 см, встать, держась за перекладины. Повернуться кругом, принять упор стоя на коленях и опуститься по дос­ке вниз.

4.  Проползти  в  упоре стоя  на  коленях до середины бревна   (скамейки),   пролезть  в  обруч,  который  держит взрослый вертикально к бревну, доползти до его конца и сойти вниз.

5.  Подойти к бревну, лечь на него грудью и перелезть через него на противоположную сторону.

6.  Стать лицом к гимнастической стенке, подняться на 1,5—2 м попеременным шагом и опуститься вниз.

Упражнения для детей 6 лет

1.  Лечь лицом вниз на траву или коврик (в комнате) и проползти по-пластунски 3—4 м.

2.  Подойти к обручу, привязанному на высоте 15—20 см от земли   (пола),  пролезть в обруч грудью вперед и боком, стараясь не задеть его.

3.  Проползти  в упоре стоя на коленях по наклонной доске, один конец которой закреплен на гимнастической стенке на высоте 35—40 см, подняться на несколько пере­кладин вверх и опуститься вниз.

4.  Стать  лицом   к   гимнастической   стенке,   подняться попеременным   шагом   на   1,5—2   м,   приставным   шагом перейти   в   сторону  на   следующий   пролет  и   опуститься вниз.

5.  Подойти к бревну, опереться о него обеими руками, поочередно поставить ноги и, оттолкнувшись руками, пере­браться на противоположную сторону.

6.  Лазанье по гимнастической стенке попеременным и приставным шагом ритмично, на высоту 2,5 м, не пропус­кая перекладин.

Упражнения для детей 7 лет

1.  Проползти по-пластунски 4—5 м.

2.  Подойти к веревочке или палке, которая лежит на двух стульях на высоте 40—50 см, присесть на корточки и, не касаясь пола руками, пролезть грудью вперед и боком.

3.  Пролезть между 3—4 перекладинами гимнастичес­кой стенки.

4.  Стать лицом к гимнастической стенке, подняться до ее вершины (до 2,5 м), перелезть на противоположную сто­рону и опуститься вниз.

5.  Подойти к бревну и перелезть через него произволь­ным способом.


Упражнение на полу для детей