Строевые упражнения для детей дошкольного возраста

1 СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Значение характеристика и классификация

2 Строевые упражнения совместные действия занимающихся в том или ином строю. Строй это размещение занимающихся для совместных действий.

3 ЗНАЧЕНИЕ служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействуют правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой детей наиболее целесообразные способы организации детей решают задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышения дисциплины. обладают большой зрелищностью и могут использоваться как составная часть праздничных мероприятий являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, Развивают навыков коллективных действий, чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.

4 ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 1. Организовать детей нацелить их внимание на решение поставленных задач. 2. Способствовать, постепенному врабатыванию организма. 3. Содействовать развитию внимания, ориентировки в пространстве. 4. Формировать навык коллективных действий, содействовать воспитанию четкости и красоты. 5. Организовать детей к проведению вводной, части занятия.

5 КЛАССИФИКАЦИЯ Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы: 1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет. 2. Построения и перестроения. характеризуются умением строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них. 3. Передвижения. упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. 4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

6 КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ Структурно команда подразделяется на три части: предварительную, исполнительную паузу между ними.

7 КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, организует внимание и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько нараспев. Затем следует пауза (1,5 2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Паузу можно удлинить или сократить в зависимости от конкретной педагогической ситуации.

8 КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ Исполнительная часть команды подается отрывисто, энергично-повелительным тоном. Не следует применять однословные команды, такие как «равняйсь», «смирно», «прямо» и другие. Целесообразнее перед их подачей употреблять как предварительную часть команды слова «группа», «колонна», «ребята», «команда». Это позволит детям более четко выполнить требуемые действия. Выполнение строевых упражнений по команде требует от воспитанников строго регламентированных двигательных действий

9 В основе выполнения строевых упражнений лежит четкое и одновременное их исполнение всеми занимающимися. Для достижения этого результата служат предварительная и исполнительная команды с последующим подсчетом, подсказывания темпа и ритма движений. Например, «Нале во! раз, два!», «В две шеренги стройся! раз, два, три!»

10 ПРАВИЛА ЗАПИСИ. При подаче команд указывается: название движений (поворот, в обход, змейкой), направление движения (налево, вправо), способ выполнения (шагом, бегом, прыжками). Например, «Противоходом налево прыжками марш!, «Приставными шагами влево, на два шага разом кнись!»

11 КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ По распоряжению, как и по команде, выполняются двигательные действия, однако без строгой обусловленности. На пример: «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо!». Ребята выполняют распоряжение под свой внутренний счет. Исходя из конкретной ситуации, учитель может использовать на уроке, как команды, так и распоряжения. Злоупотребление командами может привести к их обесцениванию, а частое и неуместное применение распоряжений к утрате навыка в выполнении строевых приемов.

12 Методика обучения дошкольников строевым упражнениям

13 ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Младший дошкольный возраст Приучать действовать совместно в общем темпе Учить строиться в колонну по одному, в шеренгу, в круг, находить свое место при построении

14 ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Средний дошкольный возраст Учить соблюдать дистанцию при построении и во время передвижения

15 ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ Старший дошкольный возраст Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге.

16 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Построения: в круг, парами, друг за другом С помощью воспитателя.(младшая группа) Построение и перестроение в колонну, в звенья, в круг, самостоятельно по ориентирам, Нахождение своего места в строю, выполнять повороты на месте направо налево кругом по ориентирам переступанием ( средняя группа).

17 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Построение в колонну по одному по два перестроения после расчета. Равнение в колонне, в круге на вытянутые руки; размыкание смыкание приставными шагами,перестроение из одной шеренги в две, из одного круга в два, остановка по сигналу.(старшая подготовительная группа)

18 ПОСТРОЕНИЕ В КОЛОННУ Команда «В колонну по одному становись!». воспитатель встает по правую сторону, лицом в верхний правый угол и поднимает правую руку вверх. За ним должны построиться дети друг за другом и принять основную (строевую) стойку, т.е. стать прямо без напряжения, пятки соединить, носки развернуть по линии фронта на ширину ступни (стопы), ноги в коленях выпрямить, грудь приподнять, туловище несколько подать вперед, живот подобрать, не сгибаясь в пояснице, плечи держать на равной высоте, руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы согнуты, голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка, смотреть перед собой, равняясь в затылок друг другу, и не шевелиться. После того как за воспитателем встал один ребенок, он встает лицом к колонне, чтобы видеть всех детей и руководить построением.

19 ПОСТРОЕНИЕ В КОЛОННУ При подаче команды и на протяжении всего построения в колонну по одному воспитатель сам принимает основную стойку, старается быть предельно подтянутым и служить образцом для детей. В положении основной стойки дети стоят недолго: подается команда повернуться направо, налево, начинать движение или принять стойку «вольно». По команде «Вольно!» в сомкнутом строю дети, не сходя с места, переносят массу тела на одну прямую ногу (правую или левую), другую слегка сгибают в колене. Руки опущены вдоль туловища или за спиной (захват за запястье правая рука держит за запястье левую руку).

20 ПОЛОЖЕНИЕ В СТРОЮ Для равнения в колонне по одному подается команда «Равняйсь!», и дети должны смотреть в затылок впереди стоящему. Перед исполнительной командой «Равняйсь!» добавляют слово группа (колонна, внимание и др.), например: «Группа равняйсь!», «Колонна равняйсь!», «Внимание равняйсь!». Если надо колонну по одному передвинуть вперед, назад, в сторону (вправо, влево), на два шага (или несколько шагов), подается команда «Два шага вперед (назад) шагом марш!» По этой команде на «раз», «два» делается два шага вперед (назад) и на «три» приставляется нога. По команде «Два шага вправо (влево) шагом марш!». На «раз», «два», «три», «четыре» делается два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.

21 ПОЛОЖЕНИЕ В СТРОЮ После команды «Вольно!» подается команда «Смирно!». Перед исполнительной командой «Смирно!» добавляется слово, привлекающие внимание, например: «Группа смирно!», «Колонна смирно!», «Внимание смирно!». Для отмены команды, прекращения неправильно (нечетко) выполняемого движения подается команда «Отставить!». По этой команде принимается предшествующее ей положение. Для отмены построения в колонну по одному с выходом из строя применяется команда «Разойдись!». После этой команды можно свободно передвигаться по залу (площадке).

22 СЛОВАРЬ Строй размещение занимающихся для совместных действий. Шеренга строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии. Колонна строй, в котором занимающиеся размещены в затылок друг другу. Фланг правая и левая оконечности строя. Фронт сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом. Тыл сторона строя, противоположная фронту. Интервал расстояние по фронту между занимающимися Разомкнутый строй

23 СЛОВАРЬ Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервал, равный ширине ладони. Построение действия учащихся по команде или распоряже нию учителя для принятия определенного строя. Перестроение - действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменой вида строя. Строевые упражнения совместное действие в строю. Направляющий занимающийся, двигающийся в колонне первым в указанном направлении. Замыкающий занимающийся, двигающийся в колонне последним. Основная стойка стойка, при которой учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развер нуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согну тыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.

24 Размыкание действия учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции. Смыкание уплотнение разомкнутого строя. Дробление - деление колонны на две (или более). Сведение - соединение двух колонн (или больше) в одну.

25 Предварительная команда - команда, подаваемая преподавателям отчетливо, громко и протяжно, чтобы сообщить занимающимся какие действия им придется выполнять. Исполнительная команда - команда, подаваемая преподавателем после паузы, громко, отрывисто и энергично. Распоряжение подается для приемов (действий) не связанных с немедленным и одновременным исполнением. Обход - передвижение вдоль границ зала. Поворот - вращательное движение тела вокруг вертикальной оси.


Строевые упражнения для детей дошкольного возраста