Сенсорная интеграция упражнения для детей

Ранние признаки аутизма

Признаки аутизма можно выявить уже на первом году жизни. Однако это касается лишь раннего детского аутизма, который встречается у детей до 3 лет. Что касается остальных расстройств аутистического спектра, то их признаки также можно наблюдать в раннем детском возрасте, но уже ближе к 2 – 3 годам.

Симптомы аутизма у детей до 1 года

Симптомы аутизма у детей до года относятся к критериям ранней диагностики. Как правило, первой эти признаки замечает мама. Особенно быстро родители реагируют, если в семье уже есть один ребенок. В сравнении со здоровым старшим братом/сестрой ребенок-аутист выглядит «странным».
Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):
  • нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
  • феномен тождества – 79 процентов;
  • нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
  • патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
  • патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
  • патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
  • патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.
Нарушение или полное отсутствие зрительного контакта
Этот симптом проявляется в отсутствии фиксации взгляда у ребенка или в активном его избегании. Родители замечают, что при попытке привлечь ребенка и установить с ним зрительный контакт малыш активно этому сопротивляется. Иногда установить зрительный контакт все-таки удается, но при этом ребенок как будто бы смотрит мимо («взгляд сквозь»). Взгляд также может быть неподвижным или застывшим.
Феномен тождества
Этот симптом появляется тогда, когда родители начинают вводить прикорм в рацион ребенка, то есть после 6 месяцев. Проявляется он в трудностях введения прикорма - в ответ на новую еду, ребенок проявляет агрессию. Сложности появляются не только в питании, но и в смене обстановки места. Малыш бурно реагирует на новое расположение мебели и своих игрушек, сопротивляется новой одежде. Одновременно появляется некая ритуальность - он ест еду в определенном порядке, его игрушки разложенным по определенной схеме. Дети-аутисты негативно реагируют на новые помещения - больницу, ясли, детский сад.
Нарушение комплекса оживления
Нарушение комплекса оживления встречается у каждого второго ребенка-аутиста в годовалом возрасте. Симптом проявляется в слабой реакции (а в тяжелом случае - в полном ее отсутствии) на внешние раздражители - свет, звук погремушки, окружающие голоса. Ребенок слабо реагирует на голос мамы, не откликается, когда она ее зовет. Он также вяло реагирует на улыбку, не заражается в ответ на улыбку взрослого (обычно дети улыбаются в ответ на улыбку). У детей с аутизмом также слабо развит двигательный компонент - он не начинает активно прыгать как другие дети, не идет навстречу к маме.
Патологическое отношение к близким родственникам
Этот симптом также заметнее всего у детей до года. Он выражается в задержке или в отсутствии узнавания матери - ребенок не идет ей навстречу, не тянется к ней, не идет на руки. Также малыш слабо реагирует на мамины ласки, не проявляет потребности в заботе. Иногда такое отношение может проявляться по отношению к другим членам семьи, в то время как к матери ребенок испытывает сильную привязанность. В целом же в отношениях ребенка с взрослыми наблюдается амбивалентность (двойственность). Сильная привязанность может сменяться холодностью и враждебностью.
Патологическая реакция на нового человека
Патологическую реакцию на нового человека проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Выражается эта реакция в тревоге, страхе, возбуждении в ответ на появление нового человека. Иногда она может сменяться сверх-общительностью, при которой ребенок проявляет повышенный интерес к новому человеку.
Патологическое отношение к словесному обращению
Симптом проявляется в отсутствии реакции на словесное обращение и часто имитирует глухоту у ребенка. Именно поэтому часто родители первым делом обращаются к оториноларингологу. Также дети-аутисты не используют жесты подтверждения или отрицания - они не кивают головой; не используют жесты приветствия или прощания.
Патологическое отношение к физическому контакту
Данный симптом выражается в неприязни к физическому контакту - ласкам, «обнимашкам». При попытке погладить ребенка или обнять, он уворачивается. Дети-аутисты переносят лишь небольшие дозы физического контакта и довольно избирательны к тем, кто их проявляет. Некоторые дети могут предпочитать только подбрасывания или кружения.
Симптомы аутизма у детей до 3 лет
По мере того как ребенок растет и развивается, внимание родителей привлекает его речь, манера игры, тип общения с другими детьми.
Симптомами аутизма у детей до 3 лет являются (частота встречаемости):
  • нарушение общения с детьми – 70 процентов;
  • привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
  • страхи – 80 процентов;
  • нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
  • патология речи – 69 процентов;
  • стереотипии – 69 процентов;
  • особенности интеллекта – 72 процента;
  • особенности игры – 30 процентов.
Нарушение общения с детьми
Очень часто дети-аутисты избегают общества своих сверстников. Игнорирование общения может быть как пассивным – ребенок просто изолируется от остальных детей, так и активным – появляется агрессивное, импульсивное поведение. Иногда круг друзей может ограничиваться одним другом, который старше на пару лет, или родственником (братом или сестрой). В общем коллективе – в яслях, на улице, на дне рождения аутист находится недолго, так как компании часто он предпочитает уединение.
Привязанность к неодушевленным предметам
Еще одной особенностью поведения является привязанность к неодушевленным предметам. Внимание детей-аутистов чаще всего привлекает орнамент ковра, какая-то определенная деталь одежды, рисунок на обоях.
Страхи
Детям-аутистам также свойственны не совсем обычные страхи. Как правило, они боятся не высоты или темноты, а бытовых шумов, яркого света, определенной формы предмета. Страхи объясняются повышенной чувствительностью (гиперестезией) детей-аутистов.
Страхами детей-аутистов являются:
  • шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;
  • яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;
  • атмосферные осадки – капли воды, снежинки.
При агрессивном течении заболевания наблюдается фиксация страхов с формированием бредоподобных идей. Это может быть страх всего круглого – при этом ребенок будет избегать всех предметов округлой формы. Также это может быть необъяснимый страх перед матерью, страх своей тени, страх люков и так далее.
Нарушение чувства самосохранения
Отсутствие чувства страха проявляет каждый пятый ребенок-аутист. Этот симптом может проявляться еще с детства, когда ребенок опасно свешивается за борт коляски или манежа. Более взрослые дети могут выбегать на проезжую часть дороги, прыгать с большой высоты. Характерным является отсутствие закрепления отрицательного опыта порезов, ушибов, ожогов. Так, обычный ребенок, нечаянно обжегшись, в будущем избегает этого предмета. Однако дети-аутисты могут «наступать на одни и те же грабли» множество раз.
Патология речи
Особенности речевого развития наблюдается у 7 из 10 детей, страдающих расстройством аутистического спектра. Еще в раннем детском периоде это проявляется в отсутствии реакции на речь - ребенок слабо реагирует на обращения. Далее родители могут отмечать, что их ребенок предпочитает тихую и шепотную речь. Отмечается отставание в развитии речи - первые слова появляются позже, ребенок не гулит, не лопочет.
Для речи ребенка характерен феномен эхолалии, который выражается в повторении слов. Ребенок на обращенный к нему вопрос может повторять его несколько раз. Например, на вопрос «сколько тебе лет?» ребенок отвечает «лет, лет, лет». Также наблюдается склонность к декларации, к монологам, к очень экспрессивной речи. Внимание родителей привлекает тот факт, что ребенок начинает говорить о себе в третьем лице (не характерно местоимение «я»).
Для большинства случаев аутизма характерно изначальное развитие речи с последующим регрессом. Так, родители отмечают что ребенок, изначально разговаривавший, вдруг замолкает. Словарный запас, ранее состоящий из десятка слов, теперь ограничивается двумя-тремя словами. Регресс речи может произойти на любом этапе. Чаще он отмечается в возрасте полтора года, но также может выявляться и позднее уже на уровне фразовой речи.
Стереотипии
Стереотипии – это устойчивые повторения движений, фраз. При расстройстве аутистического спектра стереотипное поведение считается видом самостимулирующего поведения. Необходимо отметить, что здоровые люди также иногда проявляют стереотипии. Например, это выражается в наматывании волос на палец, в постукивании карандашом по столу, в пропускании песка сквозь пальцы. «Здоровые стереотипии» отличаются от патологических степенью интенсивности. При аутизме стереотипность наблюдается в движении, речи, игре.
Стереотипиями при аутизме являются:
  • стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
  • стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
  • стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
  • тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
  • обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.
Особенности интеллекта
Отставание в интеллектуальном развитии наблюдается у каждого третьего ребенка, страдающего аутизмом. Отмечается интеллектуальная пассивность, отсутствие целенаправленности и производительной деятельности, неспособность фиксировать внимание на чем-либо.
В то же время, ускорение интеллектуального развития наблюдается в 30 процентах случаев. Выражается оно в быстром развитии речи, фантазий, ассоциаций, а также в накоплении знаний в каких-то отвлеченных областях. В выборе наук дети-аутисты очень избирательны - наблюдается повышенный интерес к цифрам, странам, конструкциям. Очень развита слуховая память. Распад интеллектуальных функции наблюдается в 10 процентах случаев. Он выражается в распаде навыков поведения, познавательной деятельности и ранее сформированной речи.
Особенности игры
Этот симптом проявляется либо в полном отсутствии игры, либо в преобладании игры в одиночку. В первом случае ребенок игнорирует игрушки - не разглядывает их либо осматривает их без интереса. Нередко игра ограничивается элементарными манипуляциями - перекатыванием бусины или горошины, верчением пуговицы на нитке. Преобладает игра в одиночку, как правило, в определенном месте, которое не меняется. Свои игрушки ребенок складывает по определенному принципу, как правило, по цвету или по форме (но не по функциональности). Очень часто в своей игре ребенок использует совсем неигровые предметы.

Диагностика аутизма

Диагностика аутизма включает жалобы родителей, анамнез заболевания и осмотр ребенка. На приеме у детского психиатра родители сначала объясняют причину своего визита. Это может быть отсутствие речи у ребенка или ее регресс, агрессивное поведение, страхи, стереотипии. Чаще же всего родители жалуются на то, что ребенок не говорит и не использует общение как средство коммуникации.
Частыми жалобами со стороны родителей являются:
  • малыш не реагирует на обращение, создает впечатление глухого ребенка;
  • ребенок не смотрит в глаза;
  • отсутствуют первые слова, фразы, обращенная речь;
  • регресс речевого развития (когда малыш уже говорил, но вдруг замолчал);
  • хлопанье себя по щекам, укусы самого себя;
  • повторяет одни и те же слова, движения;
  • сторонится других детей, не играет с ними;
  • предпочитает уединение;
  • не любит перемены и агрессивно на них реагирует.
Далее врач задает вопросы относительно развития ребенка. Как он появился на свет, были ли родовые травмы, как он рос и развивался. Большое диагностическое значение имеет наследственность в психиатрическом плане. Дифференциальная диагностика проводится с задержкой психоречевого развития (ЗПР), умственной отсталостью и детской шизофренией.
Осмотр ребенка с подозрением на аутизм заключается в беседе с ним и наблюдении. Дети-аутисты, зайдя в кабинет врача, нередко первым делом устремляются к окну. Маленькие дети могут прятаться за кресло, стол и другую мебель. Почти всегда любой визит к врачу сопровождаются негативным поведением, плачем, истериками. В диалог такой ребенок вступает редко, часто повторяет за врачом заданный вопрос. На обращение к нему малыш не реагирует, не поворачивает головы. На игрушки и предложение поиграть дети не проявляют интереса, они пассивны. Иногда их может заинтересовать пазл или конструктор.

Тесты на аутизм

Тесты на выявление аутичных наклонностей базируются на наблюдении за поведением ребенка в быту, его взаимодействием со сверстниками и родителями, отношением к игрушкам. Существует большое количество программ для самостоятельного определения аутизма, но ни одна из них не дает точных результатов. Итоги любого теста являются лишь предположением, подтвердить или опровергнуть которое может только врач.
Простой тест
Этот тест является самым простым среди всех, но его результаты являются достаточно расплывчатыми. Специалисты рекомендуют проводить этот вид проверки совместно с другими методами тестирования.
Тест состоит из двух частей, первая из которых предполагает наблюдение за ребенком, вторая – совместное выполнение некоторых действий.
Вопросами первой части теста являются:
  • нравится ли малышу сидеть на коленях взрослых;
  • нравятся ли ребенку родительские объятия;
  • увлекается ли он детскими играми;
  • контактирует ли ребенок со своими сверстниками;
  • имитирует ли определенные действия или звуки при игре;
  • использует ли указательный палец в качестве указки, для того чтобы обратить внимание окружающих на какой-либо предмет;
  • приносит ли малыш игрушки или другие предметы, чтобы обратить на них родительское внимание.
Следующая часть этой программы требует вовлечения родителей.
Заданиями второй части теста являются:
  • Покажите ребенку пальцем на предмет, внимательно наблюдая при этом за его реакцией. Детский взгляд должен устремиться к указываемому предмету, а не остановиться на родительском пальце.
  • Пронаблюдайте при совместной игре, насколько часто малыш смотрит вам в глаза.
  • Предложите ребенку приготовить чай или другое блюдо в игрушечной посуде. Вызовет ли данное предложение у него заинтересованность.
  • Дайте малышу кубики и попросите соорудить башню. Откликнется ли он на это предложение.
Склонность к аутизму считается достаточно высокой, если при проведении этого теста большинство ответов были отрицательными.
CARS (оценочная шкала раннего детского аутизма)
Этот вид тестирования является основным инструментом для проверки детей, поведение которых вызывает предположение о наличии аутизма.
CARS включает в себя 15 блоков, каждый из которых затрагивает отдельную часть детского поведения в тех или иных ситуациях. На каждый пункт предлагается 4 основных ответа - нормально – 1 балл, немного ненормально – 2 балла, умеренно ненормально – 3 балла, значительно ненормально – 4 балла. Также существует три промежуточных варианта между каждыми основными ответами, значение которых оценивается в 1,5 балла, 2,5 балла и 3,5 балла соответственно. Промежуточные варианты необходимы для случаев, когда родитель не может точно определить, к примеру, немного ненормальными или умеренно ненормальными являются реакция или поведение малыша в ситуации, указанной в тесте.

Параметры тестирования CARS


Параметр

Интерпретация

Взаимодействие с социумом

(окружением)

  • Нормально. Отсутствие очевидных трудностей или отклонений от нормы в общении со сверстниками и взрослыми. Может отмечаться несильная застенчивость или беспокойство.
  • Немного ненормально. Может наблюдаться нежелание контактировать взглядом, нервозность при попытке привлечь детское внимание, излишняя стеснительность. Ребенок избегает взрослого общества или не реагирует в моменты, когда к нему обращаются.
  • Умеренно ненормально. Временами ребенок равнодушен к окружению, создавая, таким образом, впечатление, что он не замечает взрослых людей. Чтобы привлечь детское внимание, в большинстве случаев необходимы принудительные меры. По самостоятельной инициативе малыш идет на контакт в исключительных случаях.
  • Значительно ненормально. Чтобы привлечь внимание ребенка, необходимы многочисленные и упорные попытки. По собственному желанию он никогда не инициирует контакт и не реагирует на попытки с ним заговорить.

Имитация

  • Нормально. Имитация звуков, слов и действий соответствует возрасту.
  • Немного ненормально. В некоторых случаях имитирование осуществляется с задержкой. Могут возникать трудности с повторением более сложных слов или движений.
  • Умеренно ненормально. В большинстве случаев имитация осуществляется с задержкой и только с подачи взрослых.
  • Значительно ненормально. Даже после побуждения со стороны родителей ребенок не имитирует движения или речевые навыки.

Эмоциональная реакция

  • Нормально. Выражение лица и другие проявления эмоций соответствуют ситуации и возрасту.
  • Немного ненормально. Иногда реакция может не соответствовать обстоятельствам.
  • Умеренно ненормально. Чувства могут проявляться с задержкой или не отвечать ситуации (ребенок смеется, гримасничает или плачет без очевидных на то причин).
  • Значительно ненормально. Детские эмоции крайне редко соответствуют действительности. Малыш может длительное время находиться в определенном настроении, которое сложно изменить. Также ребенка могут внезапно посещать разные чувства без объективных на то причин.

Владение телом

  • Нормально. Движения осуществляются без затруднений, координация соответствует возрасту.
  • Немного ненормально. Может наблюдаться неповоротливость, в некоторых случаях – странные движения.
  • Умеренно ненормально. Родители могут наблюдать необычные движения пальцами, покачивание телом, беспричинную ходьбу на цыпочках. Иногда ребенок может проявлять немотивированную агрессию по отношению к самому себе.
  • Значительно ненормально. Вне зависимости от замечаний со стороны взрослых ребенок постоянно осуществляет несвойственные детям телодвижения.

Использование игрушек

  • Нормально. Ребенок проявляет интерес к игрушкам и использует их по прямому назначению.
  • Немного ненормально. В поведении может присутствовать нестандартное применение игрушек.
  • Умеренно ненормально. Слабый интерес к игрушкам, сложность в понимании того, как ими пользоваться.
  • Значительно ненормально. Выраженные трудности в применении игрушек или полное отсутствие интереса к ним.

Реакция на изменения

  • Нормально. Ребенок легко переживает изменения, отмечает и комментирует их.
  • Немного ненормально. При попытке родителей отвлечь ребенка от определенных занятий он может продолжать заниматься ими.
  • Умеренно ненормально. Активное сопротивление каким-либо изменениям. При попытке родителей прекратить детскую игру или другое действие, ребенок начинает сердиться.
  • Значительно ненормально. Адаптация к изменениям проявляется агрессией.

Визуальная реакция

  • Нормально. Совместно с другими чувствами зрение используется для знакомства с миром и новыми объектами.
  • Немного ненормально. Иногда ребенок может беспричинно смотреть в пространство, избегать зрительного контакта.
  • Умеренно ненормально. Ребенок редко контролирует взглядом свои действия. Также он может рассматривать объекты или людей под необычным углом зрения.
  • Значительно ненормально. Не смотрит на окружающие его предметы и людей или делает это с выраженными странностями.

Слуховая реакция

  • Нормально. В соответствии с возрастом реагирует на звуки и использует слух.
  • Немного ненормально. Иногда может присутствовать повышенная чувствительность к определенным звукам, а слуховая реакция наступать с опозданием.
  • Умеренно ненормально. Некоторые звуки игнорируются, на другие поступает необычная реакция – плач, испуг, закрывание ушей.
  • Значительно ненормально. Повышенная чувствительность или ее полное отсутствие на определенные типы звуков.

Вкус, запах, осязание

  • Нормально. Обоняние, осязание и вкус одинаково задействованы в изучении окружающего мира. Испытывая боль, малыш реагирует соответственно.
  • Немного ненормально. Может выявляться несоответствующая реакция на дискомфорт – слишком сильная или слабая. Некоторые органы чувств используются не по прямому назначению.
  • Умеренно ненормально. Ребенок иногда трогает, нюхает или пробует на вкус незнакомых людей или другие объекты. На боль реагирует слабо или слишком сильно.
  • Значительно ненормально. Ребенок испытывает выраженные сложности с правильным использованием чувства вкуса, обоняния и осязания. На незначительные болевые ощущения отвечает слишком остро или полностью игнорирует боль.

Чувство страха, нервозность

  • Нормально. Поведенческая модель соответствует возрасту и обстоятельствам.
  • Немного ненормально. В сравнении с другими детьми в некоторых ситуациях страх или нервозность может быть преувеличена или, наоборот, слабо выражена.
  • Умеренно ненормально. Периодически реакция ребенка на травмирующие обстоятельства не соответствует действительности.
  • Значительно ненормально. Ребенок не придает значения опасности или чрезмерно реагирует на нее, даже после того, как ему доказали обратное.

Навыки коммуникации

  • Нормально. Уровень развития вербальных навыков отвечает возрасту.
  • Немного ненормально. Формирование речи происходит с задержкой, некоторые части речи могут использоваться не по предназначению.
  • Умеренно ненормально. Осмысленная речь проявляется излишней увлеченностью конкретной темой, многочисленными вопросами не по ситуации. Также используются странные звуки, неправильные слова или может наблюдаться полное отсутствие речи.
  • Значительно ненормально. Вербальные навыки проявляются звуками животных, имитацией природных звуков, сложными шумами. Могут присутствовать правильные слова или фразы, которые применяются не по назначению.

Невербальная коммуникация

  • Нормально. Жесты используются в соответствии с обстоятельствами.
  • Немного ненормально. В ряде случаев возникают сложности с правильной жестикуляцией.
  • Умеренно ненормально. Ребенок не может объяснить свои потребности с помощью жестов и также испытывает трудности с пониманием движений других людей.
  • Значительно ненормально. Используемые жесты или движения не имеют смысла. Выражение лица других людей и другие знаки невербальной коммуникации не воспринимаются.

Степень активности

  • Нормально. Поведение ребенка отвечает возрасту и обстоятельствам.
  • Немного ненормально. Иногда малыш может проявлять чрезмерную активность или медлительность.
  • Умеренно ненормально. Ребенка сложно контролировать, по вечерам ему трудно заснуть. Иногда, наоборот, необходимо участие со стороны родителей, чтобы заставить его двигаться.
  • Значительно ненормально. Проявляется крайними состояниями активного или пассивного поведения, которые иногда могут сменять друг друга без очевидных причин.

Интеллект

  • Нормально. Интеллектуальный уровень не отличается от сверстников.
  • Немного ненормально. Некоторые навыки могут проявляться не так выражено.
  • Умеренно ненормально. Ребенок отстает от детей своего возраста в развитии. При этом могут наблюдаться значительные успехи в одной или нескольких конкретных областях.
  • Значительно ненормально. Наблюдается выраженное отставание, но в некоторых сферах ребенок показывает себя намного лучше, чем сверстники.

Общее впечатление

  • Нормально. В детском поведении нет каких-либо странностей.
  • Немного ненормально. В ряде ситуаций могут проявляться нетипичные возрасту ребенка и ситуации черты или наклонности.
  • Умеренно ненормально. Выраженная демонстрация нестандартного поведения.
  • Значительно ненормально. Ребенок показывает многие симптомы аутизма.

Если сумма баллов по данному тестированию находится в диапазоне от 15 до 30, ребенок является нормальным. При количестве баллов от 30 до 37 присутствует вероятность мягкой или умеренной степени аутизма. Если было набрано от 37 до 60 баллов, есть подозрения на тяжелую форму аутизма.

Классификация аутизма по МКБ-10

Существует несколько вариантов классификаций аутизма, которые учитывают дебют, проявления и течение заболевания. Согласно международной классификации болезней (МКБ) выделяют 6 вариантов аутизма.

Классификация аутизма согласно МКБ


Название вида

Код заболевания

Характеристика

Детский аутизм

F84.0

Проявляется аномалиями развития у детей до 3 лет, отклонениями в следующих сферах - социальное взаимодействие, общение и поведение. Поведение ребенка стереотипно, ограничено и монотонно. Клиническую картину дополняют расстройства сна, приема пищи, агрессия, множественные страхи.

Атипичный аутизм

F84.1

Клиническая картина атипичного аутизма характеризуется отсутствием одного из критерия из классической триады аутизма (нарушение социального взаимодействия, общения и поведения). Как правило, сопровождается глубокой задержкой умственного развития.

Синдром Ретта

F84.2

Данный вариант аутизма встречается только у девочек. Психомоторное развитие характеризуется частичной или полной утратой речи, навыков пользования руками, замедлением роста. Все эти нарушения выявляются в возрасте от 7 до 24 месяцев. Несмотря на то, что социальное развитие приостановлено, интерес к общению сохраняется. Также данный синдром сопровождается тяжелой умственной отсталостью.

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.3

До появления первых признаков расстройства психомоторное развитие соответствует норме. Однако вскоре после начала заболевания отмечается потеря всех приобретенных навыков. При этом теряется интерес к окружающему миру, поведение становится стереотипным и монотонным. Расстройства отмечаются в сфере социального взаимодействия, общении, интеллектуальном развитии.

Гиперактивное расстройство с умственной отсталостью и стереотипными движениями.

F84.4

Встречается у детей, интеллект которых ниже 50 IQ. Они проявляют гиперактивное и стереотипное поведение, снижение понимания обращенной к ним речи. Дети с гиперактивным расстройством и стереотипными движениями плохо реагируют на медикаментозную терапию.

Синдром Аспергера

F84.5

Как и при предыдущем расстройстве, причины развития синдрома Аспергера неизвестны. Для синдрома не характерна остановка в психоречевом развитии (что наблюдается при детском аутизме). Для патологии характерна неуклюжесть, стереотипность в занятиях, интересах. В раннем возрасте могут быть психотические эпизоды.


Кроме общепризнанной классификации существует и классификация, предложенная психологом Никольской в 1985 году. Эта классификация учитывает основные характеристики аутизма и делит его на четыре группы.

Классификация аутизма по Никольской


Группа

Характеристика

Первая группа

(8 процентов) с преобладанием отрешенности от внешнего мира.

Уже на первом году жизни дети чувствительны к смене обстановки места, к новым людям. Они часто пребывают в пассивном созерцании каких-то объектов. На втором году жизни наблюдается утрата всех приобретенных на первом году навыков - речи, реакции на обращение, визуального контакта.

Вторая группа

(62 процента) с преобладанием отвержения окружающего.

Наблюдаются множественные двигательные, речевые, тактильные стереотипии. Нарушено чувство самосохранения, отмечаются множественные страхи и выраженный «феномен тождества».

Этот вид аутизма нередко сочетается с шизофренией, эпилепсией и другими патологиями центральной нервной системы.

Третья группа

(10 процентов) с преобладанием сверхценных интересов и фантазий.

Интересы и занятия ребенка носят крайне отвлеченный характер, также присутствуют сверхценные пристрастия. Отношение к родным и близким с элементами агрессии, страхи носят бредоподобный характер.

Четвертая группа

(21 процент) с чрезвычайной ранимостью и робостью.

Дети с раннего детства очень ранимы, пугливы, у них отмечается пониженный фон настроения. При малейшем изменении окружающей обстановки боязливость возрастает. Дети часто сильно заторможены, неуверенны в себе, поэтому отличаются повышенной привязанностью к матери.

Терапии аутизма

Сегодня не существует конкретных терапевтических методов, позволяющих навсегда избавиться от аутизма. В то же время, согласно медицинской статистике, установлено, что своевременно начатые занятия со специалистами, которые подкрепляются специальной диетой и фармакотерапией, значительно повышают уровень развития аутиста. Существует множество направлений терапии, которые используются по отдельности или в комплексе при аутизме. В зависимости от целей и используемых методов все виды терапии делятся на несколько групп.

Группами, на которые делятся методы коррекции аутизма, являются:

  • поведенческая терапия;
  • биомедицина;
  • фармакологическая терапия;
  • спорные методики.

Поведенческая терапия аутизма

Эта группа включает в себя программы, целью которых является исправление дефектов поведенческой модели аутиста, которые мешают ему адаптироваться к жизни.
Методами коррекции поведения являются:
  • речевая терапия;
  • трудотерапия;
  • терапия социальных навыков;
  • развивающая терапия;
  • альтернативная коммуникация.
Речевая терапия
Многие дети, страдающие аутизмом, частично или полностью не пользуются речью. Часто проблемы связаны не с тем, что ребенок не умеет произносить слова, а с неумением применять вербальные навыки для знакомства с людьми. Обучение коммуникации осуществляется по индивидуальной программе, которая учитывает уровень речевых навыков и индивидуальные особенности аутиста.
Трудотерапия
Этот метод коррекции аутизма направлен на развитие у ребенка навыков, которые окажут ему помощь в повседневной жизни. Так как такие пациенты испытывают значительные трудности с самообслуживанием, трудотерапии при данном заболевании отводится большая роль. В ходе занятий аутист приобретает элементарные навыки по уходу за собой – чистить зубы, одеваться, причесываться. Физические нагрузки, выполняемые в процессе занятий, развивают мелкую моторику ребенка и координацию. Постепенно поведение ребенка становится более осознанным, он учиться концентрироваться на отдельных задачах и становится более приспособленным к жизни.
Терапия социальных навыков
На таких занятиях терапевты учат аутистов знакомиться с новыми людьми, строить диалоги и вести себя в соответствии с правилами, установленными в обществе. Терапия социальных навыков помогает детям с аутичными наклонностями легче взаимодействовать со сверстниками и другими лицами из их окружения.
Развивающая терапия
Характерной чертой таких занятий является то, что акцент в них делается не на освоении конкретных навыков, а на общем развитии ребенка. Работа с пациентом проводится в игровой форме, когда терапевт присоединяется к аутисту в игре, поощряя его действия и склоняя к установлению контакта.
Альтернативная коммуникация
Целью этого вида терапии является замена устной речи более понятными для пациента образами или символами. На занятиях пациентов обучают выражать свои желания, мысли и потребности при помощи специального языка жестов, картинок или карточек с написанными на них словами. Также может применяться электронное оборудование, которое воспроизводит вслух отдельные слова или целые фразы при нажатии на клавиши. Оптимальная программа по альтернативной коммуникации подбирается персонально. Наиболее оправдан данный метод в случаях с аутистами, которые плохо разговаривают или не делают этого совсем.
Одной из самых распространенных программ альтернативного общения является система PECS. В процессе занятий ребенка обучают выбирать и показывать окружению карточки, на которых изображен необходимый ему объект или действие, которое он хочет выполнить. Многие специалисты рекомендуют родителям аутистов практиковать этот вид терапии в домашних условиях. Поможет в этом книга «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)» авторов Лори Фрост и Энди Бонди.

Биомедицина при аутизме

Ключевым акцентом в этом виде лечения являются физиологические потребности организма. Биомедицинский подход предполагает коррекцию рациона питания и часто используется как дополнительный вид терапии. Существует несколько теорий о том, какие именно продукты усиливают или, наоборот, ослабляют проявления этого заболевания. На базе этих теорий и строятся основные биомедицинские направления терапии аутизма.
Видами биомедицинского подхода являются:
  • Хелирование (вывод из организма тяжелых металлов) – согласно одному из предположений, аутизм является проявлением отравления ртутью, которую дети получают во время вакцинации.
  • Диета с отказом от казеина и/или глютена – аллергическая реакция на отдельные продукты питания наблюдается у многих аутистов. По одной из версий, данное заболевание является следствием присутствия в организме продуктов распада клейковины и казеина.
  • Рацион с акцентом на витамин С – аскорбиновая кислота, согласно проведенному в 1993 исследованию, позволяет уменьшить проявления поведенческих отклонений при аутизме.
Также биомедицинский подход предполагает очищение организма от паразитов и грибковых инфекций, лечение дисбактериоза, укрепление иммунной функции.

Фармакологическая терапия (лечение препаратами) аутизма

Препаратов, способных устранить аутизм или предотвратить его развитие, на сегодня не существует. Поскольку точно неизвестна причина, то не существует и этиологического лечения. Однако есть препараты, способные облегчить симптомы аутизма. Действие этих препаратов направлено на устранение гиперактивности, концентрацию внимания, стимулирование психического развития. Эти препараты относятся к различным медикаментозным группам.
К группам наиболее часто используемых препаратов относятся:
  • Ноотропы – вещества, стимулирующие питание головного мозга и улучшающие обмен веществ в нем. Примеры: пантогам, энцефабол, кортексин.
  • Нейролептики – препараты, устраняющие гиперактивное поведение и возбуждение. Примеры: рисперидон, сонапакс.
  • Тимолептики – препараты, стабилизирующие эмоциональный фон. Примеры: депакин, препараты лития.

Препараты, используемые в устранении симптомов аутизма


Название препарата

Основные эффекты

Как принимать?

Пантогам

Улучшает обменные процессы в нервной ткани, повышая усвоение глюкозы и кислорода. Стимулирует развитие когнитивных процессов, памяти, внимания.

Доза препарата подбирается индивидуально в зависимости от массы тела ребенка.

Кортексин

Стимулирует речевое развитие, приводит к улучшению интеллектуальной деятельности.

Детям до 6 – 7 лет внутримышечно по 5 миллиграмм ежедневно в течение 10 дней. Уколы ставят в первой половине дня. Детям после 7 лет по 10 миллиграмм глубоко в мышцу.

Энцефабол

Концентрирует внимание, улучшает память и мышление. Однако может провоцировать возбудимость.

Назначается в виде суспензии либо в таблетированной форме.

Фенибут

Кроме улучшения обменных процессов также обладает противотревожным и успокаивающим эффектом.

По 250 миллиграмм два раза в день детям старше 10 лет. Детям младшего дошкольного возраста по половине таблетке (по 125 миллиграмм) два раза в день.

Рисперидон

Устраняет психомоторное возбуждение, неусидчивость, гипервозбудимость.

Начальная доза составляет 0,15 – 0,25 миллиграмма в день. Далее доза увеличивается до 1 – 2 миллиграмм в сутки.

Депакин

Участвует в уравновешивании эмоционального фона, устраняет вспышки агрессии.

Рассчитывается по схеме 20 – 30 миллиграмм на килограмм массы тела. Так, для ребенка весом в 20 килограмм доза будет составлять 400 миллиграмм в день. Полученную дозу разделяют в 2 – 3 приема.


При аутизме используются и другие группы лекарственных средств. Например, транквилизаторы или противотревожные средства применяются у детей с выраженными страхами. Атаракс и диазепам сегодня редко используется в терапии аутизма.
Были проведены исследования по применению лития у детей с аутизмом. По данным этих исследований литий заметно уменьшает колебания настроения, являясь хорошим корректором поведения. Однако основная проблема в его применении состоит в сложности дозирования. Лечение должно всегда сопровождаться измерением концентрации лития в крови.
При трудностях с засыпанием нередко используются препараты со снотворным эффектом. Из группы нейролептиков кроме рисперидона могут использоваться галоперидол (разрешен к применению с 3 лет) и сонапакс (разрешен к применению с 4 лет).

Спорные методики в терапии аутизма

Кроме общепризнанных методик по коррекции аутизма, которые доказали свою эффективность, в медицинской литературе описаны и другие способы терапии этого заболевания. Эффективность их не доказана, и их применение вызывает противоречивые комментарии у специалистов.
К спорным методам терапии аутизма относятся:
  • терапия отвращения;
  • хиропрактика (лечением путем воздействия на позвоночник);
  • черепная остеопатия (массирование черепа).
Терапия отвращения
Одной из противоречивых методик является терапия отвращения. Этот метод заключается в использовании электрошока для коррекции поведения аутиста. Наказания чередуются с поощрением, но, тем не менее, эта методика относится к одной из самых жестоких и обладает большим количеством противников.
Хиропрактика (лечение путем воздействия на позвоночник)
По мнению этого направления нетрадиционной медицины причиной аутизма является вывих одного из позвонков. Терапия заключается в использовании хиропрактических приемов для вправления вывиха. Также применяются поколачивания специальным инструментом. Эта теория не обладает научным подтверждением, но достаточно распространена в некоторых странах.
Черепная остеопатия (массирование черепа)
Мануальное воздействие на кости черепа – еще один спорный метод, применяемый при лечении аутизма. Использование этого способа основано на теории о том, что легкое смещение швов черепа позволяет улучшить циркуляцию спинномозговой жидкости и нормализовать состояние пациента. Многие пациенты с расстройствами аутистического спектра после таких процедур становятся более спокойными, их коммуникативные навыки улучшаются, а зрительный контакт становится более длительным.

Другие способы работы с детьми с аутизмом

Существуют и другие способы работы с аутистами, которые применяются совместно с основными методами терапии этой болезни.
К дополнительным терапевтическим практикам относятся:
  • сенсорная интеграция;
  • гипноз;
  • пет-терапия (лечение с участием животных).
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция – востребованное направление в борьбе с нарушениями аутистического спектра. Здоровый человек умеет совмещать чувства с ощущениями своего тела для получения полного представления об окружающем мире. При аутизме эта способность нарушается, так как люди с этим заболеванием страдают повышенной чувствительностью или ее дефицитом. Терапевты, проводящие сеансы сенсорной интеграции, ставят перед собой цель научить пациента правильно воспринимать информацию, которую они получают при помощи органов чувств. Так, если у аутиста существуют проблемы с осязанием, на занятиях ему предлагается знакомиться на ощупь с различными предметами.
Примерами заданий по сенсорной интеграции являются:
  • прохождение туннеля – развивает ориентацию в пространстве;
  • танцы под музыкальное сопровождение – тренируют систему слуха;
  • вращательные движения на стуле – тренирует координацию и зрение;
  • висы на перекладине – учат чувствовать баланс тела.
Гипноз
Гипноз наиболее эффективен при лечении позднего детского аутизма. Значимым плюсом этого подхода является то, что между инструктором и пациентом возникает более тесный контакт, чем при других видах терапии. Гипноз применяется в комплексе с другими методами коррекции, и основной его целью является увеличение эффективности основной терапии.
Пет-терапия (лечение с участием животных)
Существует научное подтверждение того, что игры и другие формы взаимодействия с животными делают человека менее агрессивным, улучшают сон и улучшают общее самочувствие. При лечении аутизма чаще всего прибегают к помощи собак и лошадей, реже – кошек и дельфинов.

Программы по аутизму

Программа по аутизму – это свод определенных занятий и упражнений, которые ребенок выполняет совместно или под контролем взрослых (родителя, терапевта). Целью таких программ является улучшение коммуникативных и адаптационных способностей аутиста.
Наиболее распространенными программами по аутизму являются:
  • программа АВА;
  • FLOOR Time-игровое время;
  • другие программы при аутизме.

Программа АВА в коррекции аутизма

АВА существует более 30 лет и базируется на принципе, что любые поступки влекут за собой последствия. Если эти последствия нравятся пациенту, он будет повторять такое поведение. Целью занятий является обучение аутиста базовым навыкам самообслуживания и взаимодействия с другими людьми. Также в процессе АВА-терапии пациента обучают логически и образно мыслить, выражать свои желания, правильно использовать речь. Сначала занятия проводятся при привычных для ребенка обстоятельствах (дома, в кругу родных и близких). Затем приобретенные навыки обобщаются и повторяются для закрепления в незнакомой обстановке.
Основными принципами данной программы являются:
  • наибольшую пользу АВА приносит детям, которые не достигли 5 лет;
  • особенно эффективна программа при обучении аутистов речевым навыкам;
  • лучшими результатами обладают занятия, проводимые один на один;
  • упражнения необходимо проводить регулярно и часто – от 20 до 40 часов в неделю, вне зависимости от того, посещает ли ребенок садик или школу;
  • систематически необходимо проходить контроль у специалиста, чтобы контролировать эффективность занятий и корректировать их в случае необходимости;
  • все проводимые занятия должны нравиться ребенку – это является самым главным условием данной программы.
Как проводятся сеансы АВА-терапии?
Эта программа включает в себя различные занятия по невербальной и вербальной коммуникации, развитию общей и мелкой моторики, называнию предметов и действий. Проводиться сеансы могут как специалистом, так и родителями. Для проведения самостоятельных занятий необходимо приобрести руководство по программе (книгу Роберта Шрамма «Детский аутизм и АВА»). Также программу можно скачать в интернете на специализированных ресурсах.
Принцип занятий заключается в том, что все сложные для ребенка навыки (речь, взгляд, контакт с другими людьми) разбиваются на мелкие блоки, которые разучиваются. Затем выученные поступки соединяются в одно сложное действие. При этом каждый раз, когда аутист справляется с заданием, он получает вознаграждение. Изучение любого действия проходит в 4 этапа.
Этапы АВА программы
Первый этап называется понимание. Взрослый дает ребенку задание, например, протянуть вперед руку. Затем родитель или терапевт дает подсказку – помогает аутисту выполнить упражнение и награждает его за это конфетой, похвалой или другим методом, который действует на малыша. Совершив несколько совместных действий, ведущий предоставляет возможность ребенку самому протянуть руку. Если маленький пациент не выполняет самостоятельно задание, ему опять оказывается помощь. Упражнение считается завершенным тогда, когда на просьбу протянуть руку ребенок выполняет действие самостоятельно без подсказок и задержек. Затем начинается осваивание второго движения, которое должно быть похожим на предыдущее (подними руку вверх, кивни головой). Это упражнение отрабатывается по аналогии с первым заданием.
Вторым этапом является усложнение. К нему приступают после того, как ребенок в 90 процентах случаев начинает без заминок и подсказок выполнять оба задания первого этапа. На втором уровне упражнения начинают чередовать между собой в любом произвольном порядке. Затем, возвращаясь к первому этапу, вводят новое действие – возьми определенный предмет в руку, протяни руку взрослому. После усвоения 3 упражнения вновь возвращаются к усложнению, начиная чередовать все выученные задания.
Третий этап – генерализация. К нему приступают тогда, когда в арсенале ребенка накапливается достаточно выученных односложных движений, для того чтобы соединить их в одно действие. К примеру, возьми в руку яблоко и угости им маму. При этом проводятся упражнения в новом для малыша месте. Начинать можно с другой комнаты, затем пробовать проводить его на улице, в магазине. Затем начинают менять людей, принимающих участие в процессе. Это могут быть родственники, соседи, другие дети.
Четвертым этапом является выход в мир. Когда малыш начинает самостоятельно использовать приобретенный навык, для того чтобы удовлетворять свои потребности, можно переходить к освоению других навыков.
Особенности АВА-терапии
Перед тем как приступить к практике, необходимо подготовить обучающие материалы. Многие занятия этой программы требуют использования развивающих игр, карточек с нарисованными предметами, досок для рисования и других аналогичных предметов.
Кроме финансовых затрат на приобретение игровых материалов, правильное применение программы АВА подразумевает значительные временные траты. Многие родители не в состоянии уделять занятиям по 5 – 6 часов ежедневно. Поэтому рекомендуется при возможности проводить АВА-терапию в специализированных учреждениях. Также можно совмещать занятия дома и с терапевтом.

FLOOR TIME – игровое время

Автор данной методики предполагает, что каждый здоровый ребенок проходит через 6 стадий развития - интерес к миру, привязанность, двухсторонняя коммуникация, осознание себя, эмоциональные идеи, эмоциональное мышление. При аутизме дети не проходят все уровни, останавливаясь на одном из них. Задачей этой программы является оказание помощи ребенку в том, чтобы он прошел через все этапы развития при помощи игры.
Во время игры терапевт начинает повторять за ребенком все его действия, создавая ему определенные препятствия или задавая вопросы, для того чтобы аутист пошел на контакт. Взрослый не навязывает малышу новые идеи для игры, а развивает те, которые предлагает ребенок. При этом поддерживаются даже самые необычные и патологические действия – обнюхивание предметов, трение стекла. Терапевт делает вид, что не понимает происходящего, побуждая ребенка давать объяснения, что развивает его мышление и коммуникативные способности. Автор программы не рекомендует прерывать игру даже тогда, когда ребенок начинает проявлять агрессию. Потому что таким образом он учиться справляться со своими эмоциями и управлять ими.
Проводиться программа может как терапевтом, так и родителями в домашних условиях. Чтобы самостоятельно заниматься по этой методике, рекомендуется получить консультацию у специалиста, практикующего FLOOR TIME.

Другие программы коррекции аутизма

Одной из отличающихся от других программ по аутизму является система TEACH. Ее разработчики полагают, что борьба с аутизмом должна заключаться не в изменении ребенка, а в создании специальных условий для улучшения качества его жизни. TEACH не обеспечивает пациенту высокий уровень адаптации к окружающему миру, но позволяет ему самостоятельно удовлетворять свои потребности в специально созданных для него условиях. Чаще всего основной средой обитания является дом аутиста, поэтому эта программа предполагает значительную работу с родителями и родственниками.
Другими программами по аутизму являются:
  • МБА терапия – мотивация аутиста через поощрение;
  • Early Bird – помощь пациенту через его родителей;
  • RDI – развитие партнерских отношений;
  • Son-Rise – интеграция взрослых в мир аутичного ребенка.

Рекомендации по аутизму

Качество жизни при аутизме можно заметно улучшить, если окружение будет принимать активное участие в адаптации пациента к окружающим его обстоятельствам. Первостепенная роль в этом отводится родителям аутиста, которые должны уделять время не только ребенку, но и собственной информированности о данном заболевании и его особенностях.
В воспитании аутичного ребенка помогут:
  • школы по аутизму;
  • центры по аутизму;
  • книги по аутизму.

Школы по аутизму

Посещение школы является обязательным для ребенка с диагнозом аутизм. В этом учреждении он не только получает требуемые знания, но и приобретает навыки взаимодействия со сверстниками. Дети с аутичными наклонностями могут обучаться в обычной школе при условии, что дополнительно с ними работают профильные специалисты и родители. Особенно важна профессиональная помощь в средней школе, так как в этом возрасте дети начинают осознавать отличия, и нередки случаи насмешек над аутистами.
Оптимальным вариантом является посещение специализированных школ или отдельных классов для аутистов. В таких учреждениях детей обучают не только стандартным школьным предметам, но и другим навыкам, которые помогают им адаптироваться к жизни вне стен школы. Занятия проводятся по гибкому графику, способы обучения применяются как традиционные, так и нестандартные. Школы для аутистов могут быть государственными или частными (платными).

Центры по аутизму

Реабилитационные центры являются действенной альтернативой при отсутствии возможности посещать специальную школу. Такие организации могут быть муниципального или частного характера.
В центрах по реабилитации проводится коррекционно-воспитательная работа с детьми. Целью занятий является преодоление или уменьшение влияния недостатков в психическом и физическом развитии. В таких учреждениях применяются современные методы терапии аутизма, назначение которых осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Примерами занятий, которые проводятся в центрах по аутизму, являются:
  • нейрокоррекционные (двигательные и дыхательные упражнения) – направлены на улучшение мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности и снижение утомляемости;
  • арт-терапия (музыка, рисование, лепка, театральные постановки) – помогает детям выражать свои чувства и развивать навыки коммуникации;
  • холдинг-терапия (терапия объятий) – целью занятий является заключение ребенка матерью в объятья и установление длительного физического и зрительного контакта.
Кроме занятий с детьми в реабилитационных центрах предоставляются рекомендации родителям. Специалисты консультируют взрослых о том, как нужно воспитывать таких детей, на что обращать внимание и какую применять литературу.

Книги по аутизму

В создании гармоничной атмосферы, способствующей улучшению качества жизни не только ребенка-аутиста, но и остальных членов семьи, помогут специальные книги. Информация, представленная в таких изданиях, поможет разобраться в особенностях этого заболевания и оказывать малышу компетентную помощь в разных сферах его жизни.
Полезными книгами по аутизму являются:
  • Развитие основных навыков у детей с аутизмом (Тара Делани). Книга содержит более 100 игр, направленных на повышение детской коммуникабельности и повышение уровня знаний об окружающем мире.
  • Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. (Фред Волкмар и Лиза Вайзнер). В книге представлены данные о последних исследованиях и разработках в области аутизма. Вся информация излагается понятным и доступным языком.
  • Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма (Тэмпл Грандин). Автор книги страдает аутизмом, но заболевание не помешало ей получить образование, стать профессором и достигнуть многих жизненных высот. По этой книге также был снят одноименный художественный фильм.
  • Дети, у которых голодает мозг (Жаклин Мак-Кендлесс). В книге поставлен акцент на описание заболевания с физиологической точки зрения. В написании преобладает много медицинских терминов, поэтому усвоить информацию достаточно непросто. Ценность произведения заключается в том, что внучка автора страдала этим расстройством, поэтому в книге приведено много практических советов по воспитанию и терапии.

Общие рекомендации по аутизму

Особенности в поведении аутиста требуют от родителей повышенного внимания к ребенку. Взрослые должны быть предусмотрительными во время прогулок малыша, отдыха и других занятий. Используя некоторые рекомендации и советы специалистов, родители смогут сделать жизнь своего ребенка не только более комфортной, но и более безопасной.
Рекомендациями при воспитании аутиста являются:
  • к одежде ребенка следует прикрепить бирку с адресом и родительским номером телефона;
  • по возможности, данные с собственным именем и фамилией, а также адресом и номером телефона родителей должны быть заучены ребенком наизусть;
  • рекомендуется систематически (раз в 2 – 3 месяца) делать свежие фото ребенка и иметь их при себе на случай, если он потеряется;
  • перед посещением нового места ребенка необходимо ознакомить с маршрутом;
  • перед походом в театр, кино, цирк билеты рекомендуется приобретать заранее, чтобы избежать очереди, в которой ребенку будет некомфортно;
  • покидая дом с малышом на длительное время, родителям необходимо взять с собой игрушку или другую любимую вещь ребенка, чтобы помочь ему справиться с тревогой;
  • если взрослые приняли решение отдать малыша в спортивную секцию или творческий кружок, следует провести несколько индивидуальных занятий;
  • для слишком активных детей стоит выбирать наименее травматичные виды спорта;
  • перед тем как начать заниматься собственными делами, родители должны организовать досуг ребенку, чтобы он не чувствовал себя одиноким.

ВНИМАНИЕ!

Информация, размещенная на нашем сайте, является справочной или популярной и предоставляется широкому кругу читателей для обсуждения. Назначение лекарственных средств должно проводиться только квалифицированным специалистом, на основании истории болезни и результатов диагностики.


Сенсорная интеграция упражнения для детей