Сценическая речь для детей упражнения

Массирование (1-1,5 минуты).

Разогревающий массаж начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с легким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1-1,5 минуты).

Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева еще у губы. Это постукивание проводится одной рукой, тем же тремя пальцами и со звуком «з-з-з».

После описанной выше постановки дыхания я обычно провожу следующие упражнения.

«Свечка».

Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.Погреем ручки

«Погреем ручки»

Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на
ладошку.
«Разброс» На вдохе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12 счетов выдыхается воздух и собирается все тело вместе.

«Снайпер»

То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка»

То же что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приемов без дополнительного добора
дыхания.

Комарик«Комарик»

Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьется со звуком «з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик».

Участники разбиваются на пары, один из пары - мячик, второй - насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребенок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла»накачивает» «мячик». Каждое выпрямление - вдох, каждый наклон - выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» выдергивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

«Счет»Счет

Распределить выдох на заранее заданное количество счетов: четыре, восемь, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно дается кратным четырем, но Е. Ласковая делает счет кратным трем. Большого значения в кратности трем или четырем я не вижу. Это упражнение я обычно сопровождаю движением руки. Пока рука движется в одну сторону, произносится одна цифра «один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую сторону - следующая цифра (и тоже один раз непрерывным звуком).

«Егорки»

В завершении этой части занятия я обычно даю такую чистоговорку: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...» и т.д. Перед началом счета Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребенка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Артикуляционные упражнения

«Хомячок»

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы»

Поднять правую бровь, опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

«Треугольник»

С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того чтобы звук летел как можно дальше. Для достижения этой цели я применяю такое приспособление. Ухожу в конец зала и притворяюсь глухим. При нечетком звуке ору через весь зал: «Не слышу!» Ребенок старается говорить громче. Я ему: «Не понимаю! Посылай звук в меня! Плюйся гласными!» В меня летит все более и более точный посыл.

Участники становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывая ее вперед с разворотом ладони кверху, произносит «я». Задача- послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.Артикуляционные упражнения

«Соединение гласной и согласной».

В этом упражнении важно четкое и одновременно быстрое произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. За занятие я успеваю проговорить 5-6 буквосочетаний. Цепочка буквосочетаний такова: «ба-ба-ба-ба-

бо-бо-бо-бо-бу-бу-бу-бу-бэ-бэ-бэ-бэ-бы-бы-бы-бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз vдлинно. В артикуляции вся работа построена только на одинаковых звуках, а сдвоенные не используются, потому что по сути повторяются одинарные (е=й+э и т.д.)

«Парные» солгласные».

Довольно часто невнятность речи возникает из-за недостаточно четкого произнесения парных согласных. Так, вместо «т» звучит «д», вместо «г» - «к» и т.д. Поэтому тренингу на пары звуков я уделяю немало внимания. Одно из наиболее интересных упражнений, на мой взгляд, - приводимо ниже. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д - т, г - к, б п, в - ф, ж - ш, з - с.

«Сложные звукосочетания».

На эти звукосочетания надо обратить особое внимание, потому что в нынешней ситуации их количество быстро растет. Для современного школьника подчас и «Лепорелло» трудно выговариваемое слово, а уж с именем и фамилией персонажа комедии Дж.К. Джерома «Мисс Гоб мы вообще справились только благодаря этому упражнению. А имя таково: Персиваль Кингсерл. Поэтому не забывайте о труднопроизносимых звукосочетаниях.

Итак, описание упражнения. Дети стоят боков к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно ш следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло». Могут быть, наверное, и друп но я их не нашел. Ищите, может быть, вам повезет больше.

«Чистоговорки»

нет, это не описка и не оговорка. В сценической речи используются именно ЧИСТОговорки. Это же тексты, что и скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания.

Вот некоторые упражнения с чистоговорками.

1. Участники стоят в кругу и по очереди вспоминают чистоговорки. Каждый по одной. Это упражнение помогает сосредоточиться при внимании к участнику большого количества людей (зала).

«Сплетня»

С помощью разных чистоговорок участники пере дают друг другу новость. Упражнение может использоваться и в разделе «Логика речи». Только там основной акцент будет сделан на новость,iздесь на четкость произнесения.

«Переброс»

Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

«Чистоговорка в образе»

Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, зараш заданных педагогом образах. Например, сказать: «От топота копыт пыль по полю летит» - как учительница русского языка, читаю Артикуляционные упражнения

Вот мы и подошли к тому моменту, когда можно заняться вплотную громкостью голоса наших актеров на сцене. Ранее я рассказал, как нужно устанавливать дыхание, а теперь приведу упражнения, которые позволят вам перевести это умение в навык, затем в привычку и, наконец, в неконтролируемую манеру разговора. Это не означает, что наши ученики будут повсюду разговаривать чрезмерно громко. Нет, просто организм в нужный момент сам включит в работу аппарат резонаторов. А таких ситуаций, помимо сцены, в жизни очень много: разговор в поезде метро, необходимость кого-то окликнуть на шумной улице, выступление на собрании или митинге и т.д. И везде нужен красивый, хорошо оттэмбрированный голос с нюансами и окраской, а не безобразный ор.

«Идиотики»

Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7-8 раз. Вы можете столкнуться с тем, что ребята будут стесняться делать это упражнение. Во-первых, не больно-то эстетичное название, а во-вторых, сам вид упражнения не очень-то приятен. Я в этом случае предлагаю ребятам отвернуться друг от друга. Само это отворачивание начинает работать как упражнение на приспособление. Участникам надо спрятаться в комнате, полной людей. Постарайтесь также и в других случаях использовать неудобную ситуацию для своих целей.

«Коровка» и «Коровка бодается».

Эти два упражнения я провожу обычно как одно, потому что первое подготавливает второе, а состоят в следующем. НА правильном дыхании и на удобной средней ноте берется звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель отходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить в него. Когда и это выполнено, руководитель дает команду: «По моей руке - «идиотики». Рука быстро идет вниз-вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук наподобие «м-м-мам-м-м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

«Баня»

Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая такова. Дети сидят на полу и похлопывают ;ебя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бедрам. "[охлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно ; похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция - стоя, и при  том тело согнуло в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что 1втоматически включает резонаторы.

Для закрепления масочного звука хороши следующие упражнения.

с Темная ночь»

На удобной ноте почти пропеваетсяя фраза «темная ночь». Особенно педалируются звуки «мн» и н». Во время выполнения упражнения надо следить, чтобы хотя бы звуки «мн» и «н» произносились в соответствии с правилами произнесения масочного звука.

:Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила».
то упражнение идентично предыдущему. Единственное, что изменено, - это фраза. В процессе выполнения упражнения надо проследить, чтобы оно начиналось и заканчивалось звуком «м». То естъ произносится «не любилам-м-м», а не «не любила».

«Все вы, бабы» (текстовый этюд).

На этом этюде проверяется способность участников удерживать масочный звук хотя бы в течение одного куска. Берется отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Разговор на одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия» и читается по ролям следующим образом:
Участники
Все вы,
Бабы,
Трясогузки и канальи...
Что ей крейсер,
Дылда и пачкун?
Руководитель
Поскулил
и снова засигналил:
Участники
Кто-нибудь,
Пришлите табачку!
Скучно здесь,
Нехорошо
И мокро.
Здесь
От скуки
Отсыреет и броня...
Во время выполнения упражнения следите за тем чтобы дети держали масочный звук и текст летел как можно дальше в зал.

«Самолетик»

Это упражнение я всегда делаю в конце. На нем удобно проверять, каких результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа - это один «мотор» «самолета». Руководитель поочередно включает каждый «мотор». «Моторы» «работают» на звуке «а» и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», руководитель начинает медленно поднимать руки, увеличивая мощность «моторов» до самой высшей точки звучания, потом звук резко снимается.

 

Логика речиЛогика речи

Выше я уже говорила о необходимости выстраивать текст роли отрывка в соответствии с логикой развития событий. Здесь я приведу ряд упражнений, которые помогут Вам владеть и управля-своей речью. Я буду разбирать упражнения на примере одной фразы («добыл бобыль бобы»)  начинаю с «добыл бобыль бобы», затем даю что-то вроде «Карл у Клары украл кораллы», потом, например, такую фразу: «Мы проведем с тобою ночь вместе», -причем на этой фразе я обчно показываю многосмысловость  русского языка. 

«Поставь правильно ударение и правильно услышать его». Задается три вопроса с разным логическим ударением, и надо дать ответы именно на эти вопросы.

« Добыл бобыль бобы?» «Добыл бобыль бобы?» «Добыл бобыль бобы ?»
«Окрась текст своим отношением». Фраза окрашивается отношением к ударному слову: какой это бобыль умница; и зачем ему эти бобы; да не добыл, а украл и т.д. и т.п.

«Игра в откровенность»

Выбирается скороговорка и ее текстом высказывается отношение к чему-либо или к кому-либо. Э
упражнение мы делаем в трех вариантах. Во-первых, объясниться с руководителем (он
одушевленный и в достаточной мере нейтрален) на заранее заданную тему (я вас люблю, вы мне
надоели, давайте поговорим и т.д.), во-вторых, каждый участника выбирает себе партнера, и они
объясняются на одну тему с помощью чистоговорок, в третьих, объяснение с неодушевленным
предметом.

«Поговорили»

Предлагается сделать этюд на тему фраз; «Не хотите ли чаю?» - «Спасибо, я уже пил». Первой фразой надо:

1.  Пригласить на чай.
2.  Прогнать из дома.
3.  Обслужить в ресторане.

Партнер в ответ на это должен соответственно:

1.  Отказаться от чая.
2.  Согласиться на чай.
3.  Охарактеризовать качество чая.

Интересно делать такие этюды на логическое ударение на материале, который вы ставите. Проведя пapy таких опытов, вы сможете показать детям, насколько это важно в жизни — логично и грамотно оворить.

Виды артикуляционных упражнений:

Упражнения для губ.

1)  Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как при артикуляции звука И.

2)  Губы нейтральны, как при произношении звука А.
3)  Губы округлены, как при О и У.
4)  Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.
5)  Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.
6)  Артикулирование ряда с плавным переходом: И—А—О—У и обратно.

Упражнения для языка.

1)  Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в
направлении к верхним резцам.
2)  Кончик и передняя часть спинки языка подняты к аквеолам («язык ложечкой»). Упражнение
предназначено для произнесения звуков, при артикуляции, которой средняя часть спинки языка
прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

Движения нижней челюсти.

1)  С механической помощью: движения рукой вправо—влево, вверх—вниз.
2)  Активные движения—открывание и закрывание рта; щёлкание зубами, удержание рта открытым
под счёт. (Все упражнения производятся перед зеркалом).

Упражнения для развития движения губ.

1)  Вытягивание сомкнутых губ хоботком.
2)  Вытягивание губ—растягивание их в улыбку при раскрытых челюстях.
3)  Вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).
4)  Втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам.
5)  Прикусывание нижней губы верхними зубами.
6)  Вытягивание верхней губы за нижнюю.
7)  Вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

1)  Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон, варенье, боль, радость,
гнев, удивление и т.д.
2)  По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О!АХ! АИ! ОХ! УХ! У!...).
3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями (руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную музыку

Цыплёнок на цыпочках Крался за кошкой А кошка на цыпочках Шла за Антошкой. На пятках за кошкой Плетётся Антошка. За бедным цыплёнком— Усатая кошка. Цыплёнок от страха Забрался в корзину. Сердитая кошка Выгнула спину.


Сценическая речь для детей упражнения