Развитие речи детей старшего дошкольного возраста занятие

Конспект

занятия по развитию речи в группе для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Ах, как весело зимой!»

Автор – составитель:

Капустина Наталья Вячеславовна – учитель-дефектолог                                            

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  

учреждения № 129 - детского сада  «Зоренька»

 города Тулы

Цель:  развитие навыков связной речи посредством речевых игр и упражнений.

Задачи: Связная речь: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.

Словарь: обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами. Использование в активном словаре слов с противоположным значением.

Грамматика: упражнять детей в употреблении предлогов с пространственным значением.

Звуковая культура речи: учить отчётливо произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш, говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова. Учить вслушиваться в звучание слогов в слове.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и степям.

Называние зимних месяцев детьми.

  1. Упражнение “Выложи схему”. 

Учитель – дефектолог просит детей составить о зиме по одному предложению и выложить схемы составленных предложений. После этого каждый ребенок по схеме анализирует своё предложение.

  1. Игра “Какой, какая?”

Учитель – дефектолог называет слова, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям.

Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…

Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…

Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий …

  1. Учитель – дефектолог:

- Зимой вы играете в разные игры.

- Сегодня я вам предлагаю рассказать про свои любимые игры зимой. Подумайте и расскажите, во что вы любите играть, как договариваетесь с товарищами об игре, интересно ли вы играете.

После двух-трёх рассказов педагог спрашивает детей, какой рассказ им понравился больше всего и чем.

  1. Физкультминутка. Подвижная игра “Зима” на координацию речи с движением:

Вот снежинки вниз летят, (Руки подняты вверх, постепенно опускающиеся)

На дома и на ребят. (Кисти рук изображают падающие снежинки.)

Мы на улицу пойдем. (Ходьба по кругу с размахиванием руками)

И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить.)

Падай снег, веселей! (Руки поднять вверх, постепенно опускать и поднимать.)

Будет все кругом белей. (Круговые движения руками).

Мы снежинки, мы пушинки (руки в стороны, повороты влево, вправо)
Покружиться мы не прочь (кружимся вокруг себя, руки вверх “фонарики”)
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь (пружинка, взмахи руками)
Мы деревья побелили (работают кисти вытянутых вперед рук)
Крыши пухом замели (взмахи рук над головой)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли. (Пружинистые приседания с плавными движениями рук перед собой)

  1. Игра «Противоположности»

     Учитель – дефектолог:

- Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу —

Ну, отвечай... (конец).

— Теперь сами придумайте пары слов, противоположных по значению.

  1. Чистоговорки.

Учитель – дефектолог:

- Мы с вами сегодня очень интересно играли, а сейчас я вам предлагаю закончить шутки-чистоговорки:

Са-Са-Са… в лесу живёт лиса (на дворе роса…)

Ша-ша-ша… мы купаем малыша ( мы сидим у шалаша)

  1. Скороговорки.

Учитель – дефектолог предлагает детям повторить скороговорку Саше дали кашу, а Клаше простоквашу сначало быстро, а затем медленно. Тихо и громко.

(Хоровые и индивидуальные ответы)

      Подведение итога занятия.

Литература:

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Воронеж : НПО 'МОДЭК', 2002. – 224 с.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. – 256 с.

Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.


Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/04/09/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-dlya-0

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста занятие