Логопед занятия с детьми 5 годов домашних

Содержание:

К содержанию

Работа с родителями

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Проблема неговорящих детей

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: "Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только "машина, полотенце".

К содержанию

Светы родителям неговорящего ребенка

В результате подобных бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить.

Советы родителям

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".

К содержанию

Работа логопеда

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
  • побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);
  • развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
  • стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

О важной роли речи в произвольной регуляции деятельности говорит Е.М. Мастюкова в своей книге "Лечебная педагогика": "При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, легко отвлекается. Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием регулирующей функции речи, значительно затрудняют процесс обучения".

Чем старше ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта. Например, Артем Н. (3 года) говорил коротко "Неа" и утыкался головой в сложенные на столе руки. А как только чувствовал, что речевая угроза миновала, опять веселел и был готов играть. В случае с Артемом С. (4 года) приходилось проявлять строгость и настойчивость: "Все равно не отпущу, пока не выполнишь задание. Выполняй, работай". А он при малейшей сложности сразу начинал плакать.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит). Услышанная у Антона А. (3 года) фраза "дядя ити" (дядя починит) повторялась и в обычном, и в детском звучании, переносилась в другую ситуацию. Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.

Интересно, что на фоне лепетной речи вдруг появляется нормально произносимое слово: у Максима Л. (3 года 3 мес.) — самолет, у Ильи П. (3 года 3 мес.) — машина, у Артема С. (4 года 4 мес.) — куры, у Артема Н. (3 года 4 мес.) — упал. Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим. Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Парамонова Т.В., учитель-логопед ДОУ № 1487, Москва
Статья предоставлена журналом "Логопед"

Авторская статья

Версия для печати


Оцените статью

Полезность:
Интересность:

Обсуждение

Спасибо))

.

Комментировать статью "Из опыта работы с неговорящими детьми - советы логопеда"

Советы логопеда по развитию речи

Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо создать благоприятные условия в которых обучение ребенка будет происходить быстрее и плодотворнее. Постарайтесь ограничить просмотр телевизора при общении с ребенком, т.к. телевизор очень сильно тормозит развитие речи. В этой статье мы хотим познакомить вас с несколькими рекомендациями логопеда для развития речи у ребенка. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ Ребенок не сможет научиться речи, если будет расти в тишине. Поэтому, если вы даже...

Как понять хороший ли логопед?

В таком возрасте и с такими проблемами я бы скорее дефектолога посоветовала, желательно именно с опытом такой работы. Т.е., при психическом развитии, соответствующему возрастному графику(норме)- с неговорящим ребенком занимается логопед.

логопед для вашего ребенка

Логопед, работающий в саду №1611,имеющий опыт работы и общения с детьми. Желающий помочь детям. Работаю по всем логопедическим направлениям: - зондажный артикуляционный массаж; - коррекция звукопроизношения; - развитие фонетико-фонематического слуха у детей с ФФНР и ОНР - работа с детьми, страдающими дизартрией; - работа над развитием лексико-грамматического строя речи; - связная речь; - обучение грамоте; - профилактика и коррекция проблем письма и чтения (дисграфия, дислексия) - Развитие...

Когда надо идти к логопеду?

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту. Вам следует обратиться к логопеду, если: - До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед...

«Удобный» логопед или наноконсультации по скайпу

Занятия с логопедом в онлайн режиме по Skype во многом схожи с консультациями в кабинете специалиста. На занятиях, которые проходят в режиме реального времени логопед показывает игрушки, и картинки и другие необходимые материалы через веб-камеру, играет в игры (для коррекции речи). Поэтому, как показывает практика есть положительные стороны в подобных занятиях. В чем же преимущества логопеда-онлайн (по скайпу)? 1. Экономно. А именно, экономия времени и оплаты за консультацию специалиста...

Речь у ребенка 2,8 лет

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ( идем на днях на консультацию к...

Речь в года

Но второе обычно возможно после хотя бы нескольких занятий с логопедом, когда ребенок А то у вас что про речь что про школы все про кого-то. Поэтому и советы странные, имхо. Я тут вообще ничего не писала, кроме как про СВОЙ опыт (личный и со своим ребенком ).

Снова за советом

... опыт работы с такими детьми ( а я нашла резюме первого логопеда - она институт закончила в 2011 году, так что на опыт особо рассчитывать не приходится). У меня просто две знакомые с неговорящими мальчиками, обе сказали, что их неврологи отправляли на обследования, и...

Инновационная технология профилактики и коррекции речевых нарушений у дошкольников

Логопед Детской поликлиники Литфонда - Скакунова Светлана Юрьевна - приняла участие в семинаре "Использование миофункционального трейнера INFANT для подготовки артикуляционной базы и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста". На семинаре рассматривалась инновационная технология, направленная на профилактику и коррекцию произносительных нарушений речи у детей . Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как патология строения зубочелюстного аппарата, ротовое...

Когда лучше посетить логопеда?

Хочу посоветоваться - когда лучше посетить логопеда - в этом возрасте (4 года) или попозже. У меня сын не выговаривает один звук "р". У него он получается как у француза. В д/с сказали, что ещё рано, а логопед вообще заявила, "что с одним звуком в логопедической группе нечего делать, сам начнёт говорить!" Но у меня уже был горький опыт - старшая так и пошла "рычать" в первый класс. Кое-как выправили произношение к концу учебного года, а племяннице (ровестнице моей дочери) так и не поставили...

Что ребенок уже умеет?

Мы ходим к логопеду и там дают задания определять где стоит буква, например, "Р" в слове - в начале, середине или конце. Муж у меня считает, что ещё рано мучить ребёнка читать слова, у нас действительно туго идёт с пониманием места буквы в слове. А как у остальных детишек 4,5 лет?

Логопеды, логопеды, а я маленький такой...

Раздел: Опыт усыновления/опеки/патроната. Логопеды, логопеды, а я маленький такой... Думаю в последнее время вот о чём. хорошая: [ссылка-1] Автор статьи три года занималась с нашим практически- неговорящим -в-четыре-года ребенком, так что ее рекомендациям можно...

Как помочь ребенку заговорить. Советы логопеда

Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему? Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все...

Советы логопеда

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам...

Кто преодолевал оч сильную ЗПР? Нам 2.8

У них оч.богатый опыт "вытаскивания" детей. Потом оч. много методик, посмотрите сайт, на который я дала ссылку. На западе не так - здесь не логопед, а специалист по вербальному общению (что много шире), причем каждый в своей области ( работа с глухими, сохранными...

Еще раз про логопеда

Илья принял его сразу,даже обниматься полез! занимается (ТТТ) так что имхо-с нашими детьми обычные логопеды НЕ справляются, только со спец образованием и /или соответствующим опытом ,соответственно,и искать нужно как-то через дефектологов или ИКП и т.д.... похоже...

Развитие речи

... неговорящего ребенка " но...я работаю логопедом с детьми с такими проблемами, у меня в группе из 11 детей в этом году 6 таких вот. Из моего опыта. если мама не заинтересована в коррекции ребенка - толку не будет. мать самая большая сила в жизни ребенка.

Логопед для анартрии???

К сожалению, ничего подсказать не могу...По нашему опыту, могу сказать, что к большому сожалению, не всё зависит от логопедов ( и других специалистов), хоть они трижды А Вы не думали про альтернативные средства коммуникации, именно для неговорящих детей ?

плохо говорящий ребенок

Очень нужен совет, может быть у кого-то есть такие же детки и такие же проблемы... У нас был неговорящий ребенок, сейчас нам 3 и 9 и мы только месяц назад заговорили... У нас логопед -дефектолог с огромным опытом работы (45 лет).

Обсуждение

и еще бывает, что спецы назначают препараты всякие типа ноотропов. Я давала ребенку несколько курсов, но не все, потому что сомневалась в их необходимости. тогда мне казалось, что они не действуют.
Сейчас логопед говорит, что именно благодаря тому, что мы их пили, у нас сейчас такой уровень. У другой девочки, которой лекарств не давали, ситуация намного тяжелее. Конечно, это ее мнение. А решать все равно вам.

Есть разница безусловно. Более тяжелые случаи, когда проблемы обусловлены общими нарушениями, а задержка развития речи вторична - это коррекционные сады. Там, помимо педагогической помощи, еще часто оказывают медицинскую.
А выбора у вас нет. Пойдете на психолого-медицинско-педагогическую комиссию (ПМПК) и там вам скажут, в какой сад идти. В какой скажут, в такой и пойдете, в другой просто никто не возьмет.
По ссылке посмотрите, что обычно бывает на ПМПК и прикиньте, что из этого делает ваш ребенок. И не тяните. Уже пора сходить к районному логопеду, он объяснит, что делать. А то даже в сентябре 2009 в сад не попадете.
Я думаю, что логопед частный - это хорошо конечно. Вы в Москве? Вы прикиньте, что ребенку с проблемами как у вас, занятия нужны ежедневные. Причем, желательно, с утра. А одно занятие логопеда-дефектолога в Москве стоит сейчас 700-1500 рублей. Это же не пару звуков поставить, еще не всякий возьмется. Вы готовы столько платить КАЖДЫЙ день? Мы вот и в сад ребенка перевели в логопедический, где занятия каждый день, как групповые есть, так и индивидуальные, и частным порядком занимаемся (пытаемся, по-крайней мере, у нас проблема с тем, что ребенок еще и вообще не хочет заниматься) и все не лишнее.
В три ребенок еще тоже не говорил. В 3,5 появилась фраза. На текущий момент ОНР (общее недоразвитие речи), нет половины звуков, аграмматизмы (путает рода, падежи и т.п.), некоторые ставят еще и ЗПР (задержка речевого развития).

http://mari-marian.livejournal.com/156116.html

Безречевой ребенок и логопед-дефектолог

Безречевой ребенок и логопед -дефектолог. Кто занимался и результативно? Расскажите, как это обычно выглядело? Устраивают. :) За советы все равно спасибо.


Логопед занятия с детьми 5 годов домашних