Конспект логопедического занятия для детей старшей группы

Конспект и самоанализ учебного логопедического занятия для детей старшей группы детского сада “Путешествие в дальние страны”.

Корень А.А., учитель-логопед МБДОУ Д/с “Веточка”.

Область: коммуникация

Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, обучение использованию звука [ш] в самостоятельной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук [Ш]; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Виды детской деятельности:

  • Игровая,
  • Двигательная,
  • Коммуникативная.

Материально-техническое оснащение.

Магнитофон, шарик для настольного тенниса, фланелеграф, изображение собаки и кошки, предметные картинки , игрушки, обручи, карта, картинки с символами, мяч, ребусы (шутка, шпион), шапочки-маски кошки и собаки.

Предварительная работа. Постановка звука, автоматизация в слогах, словах, коротких фразах. Работа с родителями (домашние задания в индивидуальных тетрадях).

Ход

I Орг.момент

Дети заходят, здороваются. Посмотрите ребята у нас тут какой-то беспорядок, картинки разбросаны. ( Собирают). Назовите. Какой звук живёт во всех этих словах? (Ш)

II Постановка цели. Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться красиво и правильно произносить этот звук.

1,2,3,4,5

Будем мы сейчас опять,

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, чётко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Давайте с вами вспомним чтобы правильно произнести звук Ш, что должны делать губки? (,,,) Зубки?(,,,) Язычок? (,,,) правильно: губки округляются, зубки закрываются, язычок за верхними зубами чашечкой. Давайте разомнём наш язычок, чтобы он говорил красиво. Арт. гимнастика “Сказка о весёлом язычке” (лопаточка, заборчик, индюк, чашечка, вкусное варенье, сдуй шарик)

Ребята, предлагаю сегодня, отправится в путешествие в дальние страны. Хотите?

А как туда можно попасть? (,,,,,) Я совершенно случайно нашла карту. Смотрите. (смотрим: гимнастика для глаз). Мы с вами отправимся в волшебные далёкие страны, разгадаем все знаки на карте.

Попробуем отправиться в путь, чтобы было веселее идти “Головой мы покиваем....”

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный откроются двери!

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре-самолёте,

На летучем большом корабле

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке - Горбунке,

Можно в сказку влететь на жар-птице,

Можно на колобке закатиться,

Можно въехать как Слон на Еже.

Ой! Мы, кажется в сказке уже...

1 а вот и первый знак игра “день – ночь” (садимся)

Картинки на доске: ромашка, букашка,

шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка, смелая букашка,

спелая шишка, серая мышка,

скользкая лягушка, звонкая кукушка,

на болоте камыши, возле речки шалаши.

День пришёл - сразу всё нашёл:

Ночь настала – и опять не стало:

День придёт – красоту вернёт... (чему?)

2 идём дальше: шагаем на месте и говорим все вместе

ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш – боится кошки мышь второй знак “Мяч”

игра с мячом “Договори- шка”, какое слово получится? (стоим)

3 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – мама моет малыша

Знак “вопрос” отгадаем ребусы (садимся)

4 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я письмо пишу

Знак “Кочки” переберёмся через болото. Но только по тем кочкам где есть предмет со звуком Ш проговариваем, решаем, идём

5 идём дальше шагаем на месте и говорим все вместе

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши

Кажется, мы пришли в далёкую страну кто же здесь живёт? Бездомная кошка и собака Что значит, почему так получается, что делать?

Покажем кошке: (Психогимнастика).

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Сердимся мы иногда.

Не кричим мы никогда!

Слушаем, запоминаем. Драматизация стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка” - пальчиковая игра и маски.

6 Кошка предлагает нам сыграть в игру “лото” согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мои) с существительными ([ш]). (На ковре)

Молодцы, но кажется, нам пора домой. Давайте ляжем на наш волшебный ковёр, закроем глазки и он нас перенесёт обратно домой.

Длинное было путешествие что вам понравилось? Мы с вами ещё поиграем на других занятиях.

 

Самоанализ подгруппового занятия по развитию речи и автоматизации звука [Ш]

На занятии присутствовали дети старшеё группы (6), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:

Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный запас, обучать согласовывать существительные с прилагательными, существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.

С интеграцией областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы, театрализация.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья

Желаем успехов!


Конспект логопедического занятия для детей старшей группы