Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с онр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 000»

Конспект

Индивидуального логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе на тему: «Цирк»

Учитель - логопед

г. РЯЗАНЬ

2011 г.

ЗАДАЧИ:

- автоматизировать звук «Р» в словах сложного звуко-слогового сос­тава и предложениях с этими словами: акробат, конферансье, прыгун-батутист, оркестр, упражнение;

- упражнять в составлении предложений с предлогами "из-за" и "из-под" по моделям с опорой на схематическое изображение символов слов и предлогов, а также предложений с противительным союзом "а";

- формировать навыки правильного произношения глаголов "балансиро­вать", ''демонстрировать", "манипулировать", "дрессировать";

- развивать фонематический слух;

- воспитывать интерес к занятию, желание заниматься, удовлетворения от правильно выполненного задания.

МАТЕРИАЛ:

две черно-белые картинки с изображением клоунов;

предметные картинки 12x9 см с изображением цирковых артистов: ак­робата, конферансье, прыгуна-батутиста, гимнаста, выполняющего упражне­ние; картинка оркестра;

схемы-символы предлогов " на", "в", "за", "под", "из-за" , "из-под" и две схемы предложений с предлогами "из-за" и "из-под";

картинки на дифференциацию звуков "Р-Ръ": тигр, дрессировщик, ци­линдр, зебра, рысь, леопард, акробат, эквилибрист, зрители, арена, трапеция;

карточки с напечатанными на них вопросительными словами:"Кого?", "Чего?" , "Кто?" , "Чем?"', "Откуда?";

картинки-подсказки: эквилибрист, кролик, леопард, обручи, зрители. цирк» костер;

шесть сюжетных картинок 30x20 см о цирке для составления предложе­ний с предлогами "из-за" и "из-под";

куклы мальчика Ромы и девочки Раи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.часть. Перед ребенком выкладывается черно-белое изображение двух клоунов. Ему предлагается внимательно посмотреть на них и найти пять отличий. Ответ оформляется предложением с противительным союзом по образцу логопеда, например: "У одного клоуна колпак белый, а у дру­гого полосатый". В случае затруднений, ребенку задается наводящие вопросы или указания косвенного характера, активизирующие его внимание на поиск отличий.

2.часть._ Вместе с ребенком вспомнить артистов, работающих в цирке.

Логопед выкладывает картинки с изображением оркестра, акробата, прыгуна-батутиста, конферансье, гимнаста, выполняющего упражнение. Сначала лого­пед, а затем ребенок четко произносит слова со звуков "р", "молоточка­ми" и "замочками" показывая их послоговое деление. Затем ребенок с опо­рой на данные картинки произносит слова самостоятельно. Каждое слово проговаривается 5 раз.

3.часть. Логопед проговаривает предложения. Ребенок повторяет толь­ко те из них, в которых говорится про цирк. В предложениях автоматизи­руются слова из предыдущей части занятия.

В наш город приехал цирк. Около забора сидит собака. Конферансье ведет программу. Конферансье объявляет выступление цирковых артистов. У серенькой кошки три маленьких котенка. Прыгун-батутист выполнял уп­ражнение на упругой сетке. Акробат делает сальто на огромном шаре. Нас­тупила снежная долгожданная зима. Дети катаются на коньках и санках. Цирковые гимнасты выполняли упражнения под куполом. Выступление артис­тов сопровождалось игрой оркестра. Оркестр играл вальс для танцующих лошадей. Скоро Новый год и в домах будут наряжать елки. Выступление батутистов, акробатов, гимнастов и фокусников было очень интересным.

4.часть. Динамическая пауза. Под музыку В. Шаинского "Цирк" дети выполняют по своему желанию предложенные движения: ходьба, приседания, легкий бег, подскоки на месте.

5.часть. Ребенку предлагается прочитать карточки с вопросительны­ми словами --"Кого?","Чего?","Кто?","Чем?","Откуда?". Логопед задает ребенку вопрос с одним из данных слов, а ребенок отвечает на него, выби­рая из нескольких картинок-подсказок подходящую для правильного ответа.

-Кто балансирует на канате?

-На канате балансирует эквилибрист.

-Кого демонстрирует фокусник?

-Фокусник демонстрирует кролика.

-Кого дрессирует этот артист?

-Артист дрессирует леопарда.

-Чего опасается тигр?

-Тигр опасается костра.

-Чем манипулирует жонглер?

-Жонглер манипулирует обручами.

-Откуда выходят зрители?

-Зрители выходят из цирка.

6.часть. Среди предложенных символов предлогов /НА, В, ЗА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД/ ребенок отыскивает изображение предлогов "из-за" и "из-под". Уточняется значение слова "предлог" и условные обозначения слов-предметов /одна линия/, слов-действий /две линии/ и слов-признаков /волнис­тая линия/. Выкладывается схема предложения и после образца логопеда ребенок по этой схеме составляет предложение, например:

Клоун вынимает шар из-под стула / скамейки, цилиндра, куба/.

 

Затем предлагается с образцом следующая схема и ребенок придумывает очередное предложение по ней:

Веселая клоунесса выбегает из-за, кулис /двери, занавеса, тигра/.

 

Перед тем, как составлять предложения логопед выкладывает перед ребен­ком сюжетные картинки про цирк, облегчающие данную работу.

7.часть. Игра "Подарим картинки Роме и Рае" Ребенка знакомят с куклами и предлагают из предложенных картинок для Ромы отобрать все с твердые звуком "Р" , а для Раи с мягким звуком "Рь". В случае затруд­нений помочь ему, выделяя голосом нужный звук.

Подведение итога занятия, поощрение ребенка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 000»

Конспект

Фронтального логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических представлений

на тему: «Цирк»

Учитель - логопед

г. РЯЗАНЬ

2011 г.

ЗАДАЧИ:

- уточнить и систематизировать представление детей о цирке, о ра­ботающих в нем артистах;

- упражнять в произношении слов сложного звуко-слогового состава, обозначающих артистов: конферансье, иллюзионист, эквилибрист, акробат, гимнаст, канатоходец, тяжелоатлет и слов-признаков - "дрессированная" /"дрессированный"/ и глагола "музицировать";

- формировать умение составлять предложение из шести слов с предлога­ми "на" и "перед" по предложенной модели и предложений со сложными гла­голами будущего времени /будет выступать/;

- обогащать словарь детей сложными прилагательными, обозначающи­ми многоцветность предмета / красно-зеленый, золотисто-синий, желто-малиновый и т. п./;

- продолжать формировать фонематические представления в процессе чтения и звукового анализа слов различного звуко-слогового состава;

- развивать зрительное и слуховое внимание, интонационную, мими­ческую и жестовую выразительность речи модулированность высказывания;

- воспитывать интерес к предложенным упражнениям, доброжелательное отношение к другим детям, взаимопомощь.

МАТЕРИАЛ:

проигрыватель и пластинка с песнями В. Шаинского "Цирк" и "Улыбка";

сюжетные картинки 20x30 см, разрезанные на три части с изображением животных-музыкантов на каждого ребенка;

предметные картинки 12x18 см с изображением дрессированных живот­ных на каждого ребенка;

аналогичные черно-белые картинки большего размера для контроля за правильностью выполнения задания;

схемы-модели предложений с предлогами "на" и "перед";

шесть карточек с символами, обозначающими движения: ходьба, бег, наклоны, приседания, хлопки, кружение;

карточки 15x20 см с изображением клоунов и наборы элементов костюма к ним разных цветов на каждого ребенка;

карточки с напечатанными словами для чтения;

звуковые пеналы на каждого ребенка;

большое и маленькое яблоко, колпак и конфеты для фокуса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. часть. Обратить внимание детей на волшебное яблоко, которое при доброжелательном отношении на занятии поможет показать фокус. Положить его под "волшебный" колпак. Под пластинку спеть три куплета песни В. Шаинского "Цирк".

- Задорной и веселой песенкой мы создали себе и гостям хорошее настроение и с ним отправимся в наш "цирк", который мы устроили в группе. Посмотрите, как красиво у нас. Занимайте свои места в зрительном зале - представление начинается.

2 часть. Давайте вспомним и назовем артистов, которые выступают в цирке. Дети перечисляют их, сохраняя слоговую структуру: конферансье, клоун и клоунесса, канатоходец, акробат, воздушные гимнасты, дрессиров­щики, жонглер, батутист, силачи-тяжелоатлеты, фокусник, иллюзионист, эквилибрист, наездник. Если дети затрудняются, помочь им наводящими вопросами или косвенными указаниями:

-Кто смешит зрителей?

-Какой артист объявляет номера и является ведущим программы?

-Кто выступает в цирке с животными? и т. д.

При затруднении в произношении слов сложного слогового состава совмес­тно с детьми проговорить это слово с делением на части с "замочками" или"молоточками", а затем попросить повторить ребенка.

3 часть. Спросить, как одним словом назвать музыкантов в цирке. Вспомнить название знакомых музыкальных инструментов. Предложить составить картинку с животными-музыкантами из трех частей и по ней приду­мать предложение по предложенной модели:

 

-Что перед вами? /Схема предложения/

Сколько слов в этом предложении? /Шесть слов/

-Какие в нем есть предлоги? / Предлоги "на" и "перед"/

-Что обозначаем прямоугольником с одной чертой? /слова-предметы/

-Двумя чертами? /слова-действия/ Волнистой линией? /слова-признаки/

Выяснить, каким словом можно заменить глагол "играть". Произношение слова ""музицировать". Предъявить детям два образца составления предло­жения по предложенной модели ко картинкам, например:

Корова музицирует на гармошке перед теленком.

Козел музицирует на трамбоне перед козленком.

В случае затруднений или ошибок детей коллективная помощь других дош­кольников.

4 часть. - А сейчас на арену приглашаются дрессированные артисты. Какие? Это вы узнаете, когда с ними познакомитесь. Дети достают картинки с животными и составляют по предложенной модели предложение, аналогично вышеуказанной работе. Отрабатывается прилагательное "дрессированный" или "дрессированная" в зависимости от рода животного.

 

Например:

Дрессированная рысь делает фотографию на память. Дрессированная корова выполняет упражнение на коньках.

5 часть. Детям предлагается выйти из-за столов и рассказать сценку-смешинку "Шуты", голосом, жестами и мимикой передавая ее содержание. Сценка проговаривается три раза с изменением силы голоса:

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

-Где купили Вы, синьор, этот красный помидор?

-Вот невежливый вопрос... Это собственный мой нос!

6 часть Динамическая пауза.

Под песню В. Шаинского "Улыбка" /пластинка/ дети выполняют движения обозначенные на карточках-символах, на которые укажет логопед:

- ходьба - бег

- кружение - пружинки

- наклоны - хлопки

7 часть. - Все цирковые артисты выступают в нарядных красочных кос­тюмах. Детям предлагается "пошить" для клоунов костюмы, состоящие из ткани двух цветов. Из набора готовых заготовок половинок костюма дети выбирают понравившиеся цвета и говорят, в каком костюме будет выступать их клоун, например:

Мой клоун будет выступать в красно-зеленом костюме.

Мой клоун будет выступать в золотисто-голубом костюме. И т. д.

8 часть. - Цирковые артисты много учатся и тренируются, чтобы так хорошо выступать. Учат этих артистов в специальном цирковом училище. Учиться всегда трудно. Про это есть поговорки:

"Век живи, век учись!"

"Ученье - свет, а не ученье - тьма".

"Ученье и труд все перетрут".

Уточняется понимание детьми данных поговорок.

-Мы с вами тоже много занимаемся, стараемся правильно выполнять упражнения и задания и у нас это часто получается.

Дети достают из конверта карточки с напечатанными на них словами и читают их. Затем им предлагается выложить звуковые схемы слов: фокус клоун, силачи. Для выкладывания звуковых схем дети используют пеналы с квадратиками. Уточняется условное обозначение звуков:

красный квадрат - гласный звук,

синий квадрат - твердый согласный звук,

зеленый квадрат - мягкий согласный звук.

9 часть. Подведение итога занятия. Спросить у детей, что им понра­вилось больше всего. Затем спросить, кто из детей им больше всех понра­вился. Показать "фокус" с яблоком. Дети произносят слова:

- Мы сегодня все старались,

Не ленились, занимались.

Раз-два-три –

Яблочко расти!

Логопед поднимает колпак, обращает внимание на выросшее яблоко. От­крывает его - там угощение для детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 000»

Конспект

Фронтального логопедического занятия с детьми с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе по развитию связанной речи

на тему: «Цирк»

Учитель - логопед

г. РЯЗАНЬ

2011 г.

ЗАДАЧИ:

- уточнить и систематизировать представление детей о цирке;

- продолжать знакомить с вопросительными словами, учить задавать друг другу вопросы и отвечать на них, правильно строя предложение;

- упражнять в умении задавать вопросы по картине и отвечать на них, выделяя наиболее характерные детали;

- формировать умение составлять рассказ по одной сюжетной картине, последовательно и полно передавая ее содержание, моделировать план рас­сказа в виде опорных картинок;

- совершенствовать навыки объяснения значения слов и обобщения име­ющихся представлений одним словом;

- развивать образность речи, понимание переносного значения пого­ворок и пословиц, устойчивых словосочетаний в контексте или ситуации;

- упражнять в произношении слов сложного звуко-слогового состава: эквилибрист, иллюзионист, канатоходец, дрессировщик, оркестр, антракт, прожектор;

- обогащать лексику словами: журналист, интервью, интервьюировать, репортаж;

- развивать слуховое внимание и память, логическое мышление;

- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, от­зывчивость, готовность прийти на помощь.

МАТЕРИАЛ:

проигрыватель с пластинкой песни "Арлекино";

пригласительные билеты в "цирк", сделанные совместно ребенком и родителями;

14 карточек формата А5 с напечатанными на них вопросительными словами;

демонстрационная сюжетная картина про цирк "Выступление дрессиров­щика";

опорные картинки 12x8 см с изображенными на них предметами: цирк, дрессировщик, тигр, слон, обезьяна, канатоходец, собачка, шторы, ладо­ни;

билеты в цирк на детей с родителями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть. Организационный момент: рассматривание "пригласительных билетов в цирк", заранее приготовленных детьми совместно с родителями /домашнее задание/. Дети по желанию дарят свои билеты друг другу и приглашают друзей в "цирк" на новую программу. Программа называется "Как журналисты делают передачу о цирке''. Уточнение понимания значения слова "журналист", а также чем он занимается.

2 часть. Журналисты пришли в цирк делать о нем репортаж. Уточнение значения этого слова. Логопед предлагает детям пояснить журналистам, что обозначают специальные цирковые термины. Детям предлагается игра "Назови одним словом", логопед задает вопросы, а дети отвечают на них одним словом, ориентируясь на тематику занятия, например:

-Кто ведет цирковую программу, объявляет номера? /Конферансье/

-Как называется плакат в виде фотографии большого размера о пред­стоящем цирковом выступлении? /Афиш/

-Как называется коллектив артистов, выступающих с цирковой програм­ме? /Труппа/

-Кто смешит зрителей в цирке? /Клоун, клоунесса/

-Какой артист выполняет упражнения на шарах, цилиндрах, катается на одноколесном велосипеде? /Эквилибрист/

-Кто показывает фокусы и то, чего не может быть на самом деле? /иллюзионист/

-Кто выполняет подскоки, перевороты, сальто, оттолкнувшись от большой натянутой сетки? /Батутист/

-Кто ходит по натянутому канату? /Канатоходец/

-Как называется сцена в цирке? /Манеж, арена/

-Как называется в цирке потолок? /Купол/ Затем дети объясняют для журналистов, что обозначают некоторые слова:

антракт - перерыв между выступлением, время для отдыха зрителей и артистов;

оркестр - музыканты, играющие в цирке;

прожектор - специальный осветительный прибор с разноцветными луча­ми, направленными на арену во время выступления;

кулисы - занавес, из-за которого выходят и куда уходят после выс­тупления артисты;

тяжелоатлеты - артисты, поднимающие и выступающие с разными тяже­лыми предметами.

3 часть. Логопед предлагает "журналистам" послушать словосочетание и угадать можно так говорить или нельзя, дети помогают своими ответами; при этом ребенок должен мотивировать свое мнение / при затруднении на помощь привлекаются другие дети или объясняет правильность высказывания сам логопед:

-могучий тяжелоатлет

-могучий клоун

-смешной клоун

-смешной гимнаст

-дрессированный тигр

-дрессированный артист

-яркий прожектор

-яркое выступление

-яркая собачка

-круглый манеж

-круглый отличник

-круглый медведь

-отважный дрессировщик

-отважный оркестр

4 часть. Логопед уточняет, а в случае необходимости объясняет зна­чение слов "интервью", "интервьюировать". Затем говорит детям, что ког­да хотят о чем-то спросить, то задают вопросы, которые часто начинаются со слов "Кто?", "Что?", "Какой?", "Куда?" и др. Детям предлагается вспом­нить и назвать другие вопросительные слова, которые им знакомы. По ме­ре называния детьми слов, логопед на доске переворачивает карточки, на которых они напечатаны, Если останутся неперевернутые карточки, то де­тям задаются наводящие вопросы или указания.

После уточнения вопросительных слов "дети-журналисты" задают с ни­ми разные вопросы про цирк, а "дети-зрители" отвечают на них, например:

-Для чего люди приходят в цирк?

-Люди приходят в цирк отдохнуть.

-Где можно купить билеты в цирк?

-Билеты в цирк можно купить в кассе или у распространителе билетов.

-Какие животные выступают в цирке?

-В цирке выступают тигры, слоны, собачки...

Если ответ не устраивает спросившего, то он может другим вопросом уточ­нить то, что его интересует.

5 часть. Динамическая пауза. Дети по показу логопеда или заранее подготовленного ребенка под музыку песни "Арлекино" выполняют разнооб­разные движения, передавая ими содержание песни.

6 часть. Логопед показывает детям выставленную на мольберт сюжет­ную картину про цирк "Выступление дрессировщика" и предлагает внимательно на нее посмотреть. Далее по содержанию данной картины с использованием вопросов выстраивается диалог /сначала логопед-дети, потом дети-дети, например:

- Кто выступает на арене цирка?

- На арене цирка выступает дрессировщик и разные звери.

- Что делают тигры?

- Тигры сидят на огромных шарах.

- Что делает слон?

- Слон стоит на задних ногах на тумбе.

-Кто танцует в симпатичных платьицах?

- В симпатичных платьицах танцуют собачки?

- Куда смотрит обезьянка?

- Она смотрит на подвесную лестницу?

- Что она хочет сделать?

- Обезьянка хочет достать бананы.

- Какого цвета костюм у дрессировщика?

- у дрессировщика серебристо-фиолетовый костюм?

- Куда побежала собачка в зеленых штанишках?

- Эта собачка побежала за кулисы.

- Почему зрители радостно хлопают?

- Зрителям понравилось выступление дрессировщика.

7 часть. Логопед составляет рассказ по данной картине и предлагает детям составить к нему план с использованием опорных картинок-подсказок. Совместное выкладывание картинок, уточнение содержания и последователь­ности рассказа. Затем 3-4 детей составляют рассказ про цирк, исполь­зуя картину и картинки плана, примерно такой:

"Люди пришли в цирк отдохнуть. На арене выступал дрессировщик с животными. Тигры сидели на огромных зеркальных шарах. Дрессированный слон стоял на задних ногах на тумбе, Шустрая обезьяна залезла по подвесной лестнице за бананами, дрессировщик, в серебристо-фиолетовом костюме руководил выступлением зверей. Собачки в очаровательных платьях и штанишках танцевали вальс. После выступления артисты убегали за кулисы. Зрители радостно аплодировали цирковым артистам."

Спорные картинки для плана рассказа выставляются в следующей пос­ледовательности: цирк, дрессировщик, тигры, слон, обезьянка, костюм дрессировщика, собачки, шторы, руки.

После каждого рассказа логопед с привлечением детей анализирует услышанное.

8 часть. Подведение итога занятия. Что понравилось? Кто понравил­ся? Что было самым интересным? В конце занятия логопед вручает детям билеты в настоящий цирк па ближайшее выступление.


Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с онр