Игровые упражнения для детей младшей группы

Автор:  Сергеева О. К.,  МБДОУ детский сад «Теремок» п. Залари, Иркутской области

  1. Характеристика обслуживаемого контингента. Движение воспитанников. Посещаемость. Заболеваемость. Травматизм.

Списочный состав второй младшей группы на начало учебного года 26 детей. Выбыла 2 ребенка. Один ребенок перешел в другой детский сад, родители второго ребенка отказались от детского сада. Прибыли трое детей. Списочный состав на конец учебного года составил 29 детей. Посещаемость за учебный год составила- 72%

Заболеваемость –28%

Случаев травматизма детей за прошедший учебный год не было.

 

  1. Направление деятельности:

 

  • Осуществление деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС:
  • Воспитание ценностного отношения детей к здоровью, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здравья окружающих.

 

3.Анализ условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.

В течение года решалась задача оснащения предметно-развивающей среды. В начале учебного года проведена большая работа по ее созданию с учётом требований реализуемой образовательной программы и с учётом интеграции образовательных областей. Пополнили атрибутами для сюжетно-ролевых игр, наборами кукол, машин. Приобретены игры с правилами, дидактические: лото, домино, мозаика, пазлы. Для прогулок - наборы для игр с песком. Материалы для продуктивной деятельности: конструкторы для изобразительной деятельности.

В группе приобретено достаточное количество книг для детей.

Для физического развития пополнили оборудованием физкультурный уголок: мячи, кегли, обручи , скакалки, боулинг, кольцеброс.

Приобретена мебель: кровати-комоды, кабинки, столы, стулья.

Музыкальный уголок пополнили музыкальными инструментами, в группе подобранны аудиозаписи музыкальных произведений.

Выводы: Несмотря на то, что сделано, задача оснащения предметно-развивающей среды детского сада остаётся одной из главных. Необходимо приобрести предметы декоративно-прикладного искусства. В группе продолжать расширять и обновлять игровые и театрализованные уголки; пополнять дидактические и развивающие игры, наглядный и демонстрационный материал.

Пополнять предметно-развивающею среду в соответствии с реализуемой программой, продолжать работу по усовершенствованию материально-технической базы группы и ее пополнению согласно

требованиям ФГОС.

4.Повышение профессиональной компетентности.

  • Изучение ФГОС
  • Участие в районных педагогических чтениях.
  • Участие в районном конкурсе «Портфолио воспитателя»
  • Участие в конкурсе «Лучшая снежная постройка детского сада».
  • Участие в разработке образовательной программы детского сада.

 

5.Анализ учебно - воспитательного пресса

 

Образовательная область «Физическое развитие «реализуется как в различных формах организованной образовательной деятельности, так и в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие путем развития физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В группе разработана система оздоровительных мероприятий с использованием методов оздоровления:

- проведение НОД по физическому развитию;

-проведение спортивных праздников, развлечений и досугов;

- организация и проведение прогулок с использованием подвижных и спортивных игр;

- обязательное проведение утренней гимнастики;

- проведение закаливающих процедур (гимнастика после дневного сна, проветривание, влажная уборка, второй завтрак);

- через родительские собрания, наглядную агитацию, индивидуальные консультации, разъяснительные беседы родителям ,рекомендации об одежде детей, о правильном питании, организации режима дня дошкольников, вредных и полезных привычках...

-использование пальчиковой, дыхательной гимнастики, самомассаж для

ушей, стоп кистей и рук, упражнения для глаз;

- использование профилактических дорожек перед сном и после сна.

Формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания через формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передачи знаний о правилах безопасности дорожного.

Принимали участие районном конкурсе «Безопасность на дороге».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений путем развития игровой деятельности детей, приобщения их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Педагогическая деятельность направлена на формирование у дошкольников положительного отношения к труду посредством развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей, его результатам, формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли. Отмечено, что многие дети с удовольствием включаются в трудовую деятельность

Педагогическая деятельность направлена на овладение дошкольниками способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется, прежде всего в различных формах организованной образовательной деятельности, в разнообразных видах образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие посредством сенсорного развития, развития познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, целостной картины мира, расширение кругозора

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная область реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и при взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая деятельность направлена на формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг путем приобщения к словесному искусству (в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса), развитие литературной речи, формирование целостной картины мира, интереса к эстетической стороне окружающей действительности посредством развития продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Область образовательная «Речевое развитие»

Образовательная область реализуется в различных формах организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Педагогическая деятельность направлена на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

 

6.Выстраивание системы воспитательного и учебного процесса во второй младшей группе осуществляется в организации различных видов детской деятельности:

  • игровой,
  • коммуникативной,
  • трудовой,
  • познавательно-исследовательской,
  • продуктивной,
  • музыкально-художественной,
  • чтения;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей.

Учитываются принципы построения педагогического процесса :

  • возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка;
  • решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;
  • учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
  • осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

 

Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - одна из важнейших задач современности. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей. Человека практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимоотношений с окружающим миром и людьми.

 

8. Для развития социально-коммуникативных компетенций и социализации воспитанников

в нашей группе использовались формы:

  • Игровые приемы

  • Выставки поделок «Аквариум», «Пасхальное яйцо» «Мое любимое домашнее животное»

  • Тематические выставки «Пришла весна» Моя любимая книга (цель: помочь ребенку осознать значимость своей личности, своих индивидуальных предпочтений)

  • Выставки детских работ «Матрешки»

  • Оформление мини - музея «Моя книжка-малышка» (цель: помочь ребенку раскрыть окружающим свой внутренний мир)

  • Презентации – это активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы «Наши праздники», «Мы играем».

  • Показ сказок (цель: оказывать помощь в освоении разных социальных ролей)

  • Оформление стендов «Ручки мамы, ручки папы и ручонки мои». «Семья в куче, не страшны тучи»,

  • Оформление фото стендов «Мой папа-защитник», «Мамочка милая мама, мама мая»

В процессе работы дети побывали в разных группах и встречали выпускников детского сада, познакомились с другими детьми, смогли показать свою группу.

Все эти формы, используемые в нашей группе учреждении, лежат в основе формирования социально – коммуникативных компетентностей, обеспечивающих способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Таким образом, мы можем говорить, что данные игровые формы работы способствуют формированию социально-коммуникативной компетентности дошкольника.

9.Деятельность в области здоровья сбережения

Была организованна работа по здоровье сбережению. Перед родителями ДОУ были поставлены следующие цели:

  • Расширять у детей представление о себе и о здоровом образе жизни.
  • Воспитывать у детей привычку думать и заботиться о своем здоровье.
  • Формировать у детей представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих

За этот период была проделана следующая работа:

- Консультации для родителей: «Чистота- залог здоровья», «Что такое ЗОЖ», «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»

- Индивидуальная беседа, «Ребенок и компьютер», «Профилактика плоскостопия», Как правильно чистить зубы», Босо хождение. Были проведены беседы с детьми по различным темам в целях формирования знаний о ЗОЖ.

- Проведение консультаций «О профилактике плоскостопия»

Проведение открытых просмотров утренней гимнастики

Оформление папок - передвижек «Здоровье начинается со стопы»

«О правильном питании»

Для родителей были разработаны и использованы, как агитационный материал папки раскладушки, памятки, рекомендации по вопросам здоровье сбережения.

В уголке для родителей оформлен уголок здоровья.

Материал для родителей помещен в папке «Рекомендации для родителей» и остается доступным для родителей.

- Были проведены спортивные мероприятия «День здоровья»

«Спортивное развлечение к 23 февраля», «Путешествие на луну»

Для родителей были разработаны и использованы, как агитационный материал папки раскладушки, памятки, рекомендации по вопросам здоровье сбережения.

В уголке для родителей оформлен уголок здоровья.

Материал для родителей помещен в папке «Рекомендации для родителей» и остается доступным для родителей.

10.Анализ деятельности по защите прав участников образовательного процесса и поддержка в выполнении ими своих обязанностей.

Задача:

Организация работы по охране прав ребёнка:

  • Анализ контингента родителей воспитанников, составление списка неполных семей и семей социального риска.
  • Оформление социального паспорта воспитанников МБДОУ,

содержит информацию о воспитанниках. (Малообеспеченные семьи, одинокие родители, опекуны и т.д.).

  • Пополнение материалов в информационных папках для родительских уголков в группе по теме «Защита прав детей»
  • Постоянно осуществляется контроль за посещаемостью детей и причинами отсутствия воспитанников.
  • Консультации для родителей.

 

  • Оформление буклетов и информационных листов:

-Создание благоприятной семейной атмосферы.

- Искусство быть родителями.

-Защита прав и достоинства ребёнка.

Консультация для воспитателей по защите прав ребёнка и правовому воспитанию:

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Работа с детьми:

Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.

По данному направлению работы были поставлены следующие задачи:

• Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений) ;

• Развитие представлений о здоровом образе жизни;

• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства;

• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

• Разъяснить общественные нормы и правила поведения;

Проводили с детьми:

• ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

• На занятиях закрепляли знания о профессиях родителей,

• Знакомили детей с витаминами

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, провели предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 25 родителей группы.

Выявлено:

При обсуждении всех вопросов многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его на детский сад и государство. Кроме того, использовали в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки - памятки на такие темы: «Ребенок и его права», «Влияние родительских установок на развитие детей», «Искусство быть родителем», « Правила для всех», «Родительская любовь» и т. д.

Подводя итоги работы с родителями, отметили, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность.

Полученные результаты наглядно показали, что дети – дошкольники больше общаются с матерью, слушаются ее также больше, чем остальных членов семьи. Причем от младшего к старшему дошкольному возрасту укрепляется авторитет отца.

Анализируя результаты работы, сделали вывод:

интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей, формирование личности, любови к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.

11.Анализ результатов

Проведя анализ результатов можно сказать следующее:

  • У детей воспитывался устойчивый интерес и потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. В группе созданы условия, способствующие освоению детьми основных видов движений, техники их выполнения. На занятиях и вне их воспитатели развивают у ребёнка интерес к различным видам спорта, приобщают детей к двигательной активности. Организовано сочетание самостоятельных и организованных форм двигательной активности детей в течение дня.
  • В группе проводились занятия по ФЭМП преимущественно в игровой форме, что, несомненно, привело к положительным результатам. В течение года проводилась работа на развитие представлений о количественной характеристике числа, знакомству детей с различными способами и единицами измерений, формированию представления о геометрических фигурах. Развивали пространственные и временные представления, создавали условия для развития умственных действий.
  • В следующем учебном году хочется обогатить познавательную сферу развития, пополнив уголки природы новыми разнообразными материалами и уделить особое внимание таким формам занятий как наблюдение. Уделить особое внимание формированию навыков экспериментирования, обеспечению условий для развития понимания взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов. На занятиях и в свободной деятельности развивали элементарные представления о космосе, Солнечной системе и основных космических явлениях.
  • Анализируя работу по развития речи, хочется отметить, что работа в этом направлении не имеет должных результатов. В ходе наблюдений, бесед с детьми, выявлено, что не достаточно хорошо построена работа по развитию связной речи детей, не всегда спланирована работа в книжном уголках, развитию речевого творчества. Хорошо проводилась работа по формированию навыков речевого общения с взрослыми и сверстниками, развитию игрового общения, созданию условий для овладения детьми грамматическим строением речи.
  • Хорошие результаты прослеживаются в области «Социально-коммуникативного развития». У детей вырос интерес к трудовой деятельности, они с желанием выполняли посильную работу и показали хорошие качественные результаты. В течение года детей учили ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, нести ответственность за общее дело. Организовывали совместную деятельность, направленную на создание общего продукта.

  • Анализируя художественно - эстетическое развитие детей, хочется отметить хорошие результаты. Проводились тематические выставки рисунков. Привлекались родители к совместному творчеству. На занятиях обращали внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков в окружающем мире. В течение года знакомили детей со средствами выразительности театрального искусства и выразительными средствами музыки.
  • Большое внимание на протяжении всего учебного года уделялось значимости детской игры. Хорошие показатели в сфере развития игровой деятельности воспитанников являются результатом совместной, плодотворной работы. В игре воспитывали доброжелательное отношение, чувство доверия, развивали умение общаться с разными детьми. Учили распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих. Обыгрывали вместе с детьми различные ситуации из жизни, рассказов, сказок. В игровой форме предлагали различные способы разрешения конфликтных ситуаций, учили договариваться, соблюдать очерёдность, делиться игрушками, устанавливать контакты ,поощряли импровизации в играх, общение друг с другом.

 


Игровые упражнения для детей младшей группы