Футбольные упражнения для детей 4 5

  • E-mail
Подробности Автор: dob Просмотров: 12155
Физическая подготовка юных футболистов – один из важнейших факторов их

 

дальнейшего прогресса в обучении техники и тактики футбола. Особенности детей 8–11 

лет позволяют направленно воздействовать на развитие таких качеств как быстрота, 

ловкость, гибкость, сила и координация.

 

Тесты

Перед началом процесса обучения необходимо выявить уровень развития физических

качеств учащихся. Оценка сдачи тестирования необходимо тренерам для корректировки

планов в учебно- тренировочной работе по общефизической подготовке.

Для этого нужно сдать простейшие тесты: бег на 15 метров, бег на 30 метров, прыжки в

длину с места, а также оценить ловкость.

Упражнения для оценки ловкости выполняются на площадке длиной 25 метров. Старт и

финиш – на одной линии. Весь 25-метровый участок разделен на 5-метровые отрезки. 

Отрезки обозначены фишками. Первые 5 метров – бег лицом вперед, вторые 5 метров – 

бег приставным шагом левым боком, затем разворот на 90 градусов, бег спиной вперед, 

разворот на 90 градусов, бег приставным шагом правым боком и финиш лицом вперед. 

 

Таблица нормативов для учащихся 8-11 лет:

 

                                      8 лет            9 лет          10 лет           11 лет

Бег 15 метров (сек)     3:50-3:30,    3:30-3:15,    3:15-3:00,     3:00-2:85

Бег 30 метров (сек)     5:80-5:60     5:60-5:40     5:45-5:30      5:30-5:15

Прыжок в длину (см)   150-160       160-165       165-170        170-180

Ловкость (сек)             8:00-7:30      7:30-6:40     6:40-6:10      6:10-5:80

 

Когда исходный уровень физической подготовки юных футболистов известен, можно

приступить к работе, которая позволит нам поднять эти физические качества на более

высокую ступень. Занятия по ОФП рекомендуется включать в каждое учебно-

тренировочное занятие по футболу. Для детей 8-9 лет рекомендуется проводить 3-4 

занятия по футболу в неделю, для детей 10-11 лет – 4-5 занятия.

Примерный перечень упражнений для занятий по

общефизической подготовки

 

Ходьба

Ходьба – обычная в умеренном темпе, на носках, на пятках, высоко поднимая колени, 

перекатом с пятки на носок, левым правым боком с пятки на носок (двумя ногами вместе), на внешней и внутренней стороне стопы, скрестным шагом, выпадами, спиной вперед и т. д.

 

Бег

Бег обычный; по прямой и дугам; змейкой (с высоким подниманием колен); широким, 

мелким шагом с захлестыванием голени; скрестным шагом; прыжками, замедляясь и

ускоряясь; с перепрыгиванием препятствий; прыжками; с изменением направления; 

челночный; поднимая вперед прямые ноги; старты из различных положений спиной

вперед; приставным шагом; различные сочетания бега.

 

Прыжки

Подскоки на носках; на одной, на двух ногах; подпрыгивая с ноги на ногу; спрыгивание с

различной высоты с прыжком вверх и перепрыгиванием через препятствие; в длину и

высоту с места; со скакалкой, вращая ее вперед, назад, на двух ногах, попеременно меняя

ноги с продвижением вперед; вверх с касанием мяча головой; через предметы различной

высоты; с ноги на ногу, подскоки на месте с поворотами вправо, влево, на 180 и 360 

градусов; прыжок вверх на двух ногах и на одной с двух трех шагов; последовательно

через несколько препятствий различной высоты; бег прыжками, прыжки правым, левым

боком с продвижением вперед и т. п.

 

Помните, что в этом возрасте голеностопный сустав еще слабо развит и у детей идет

формирование осанки, поэтому серьезное внимание нужно уделять упражнениям для

укрепления мышц спины и стопы.

 

Упражнения на воспитание быстроты и ловкости

 

Беговые упражнения

 

Все упражнения выполяются в парах для поддержания соревновательного духа. В

беговых упражнениях на финишной линии можно поставить мяч, и соревнования на

быстроту и ловкость приобретут чуть более интересный характер – задача, кто быстрее

доберется до мяча.

 

1. Исходное положение – лицом вперед. По первому сигналу тренера учащиеся

выполняют быстрый бег (“частоту бега”) на месте, по второму сигналу – рывок вперед на

10-15 метров до финишной черты. Сделать 2–3 серии по 5–7 раз, пауза между сериями

– 3–5 минут.

 

2. Исходное положение – повернувшись левым боком, правым боком или спиной к линии

старта. По сигналу тренера быстро развернуться лицом к линии старта и сделать рывок

вперед на 5–15 метров. То же самое только из положения сидя лицом вперед, спиной, 

левым или правым боком; лежа в упоре на руках. Каждое упражнение выполняется по 3–

5 раз.

 

3. Исходное положение – левым или правым боком к стартовой линии. По первому

сигналу – частота бега на месте, по второму – развернуться лицом вперед и сделать

рывок на 10–15 метров вперед до финишной черты. Повторить 3–5 раз.

 

4. От стартовой линии через каждые 5 метров стоят 2 конуса. По сигналу учащиеся

делают рывок до первого конуса, дотрагиваются до него рукой, возвращаются на линию

старта бегом спиной вперед, дотрагиваются рукой до линии старта и делают рывок лицом

вперед до второго конуса. Упражнение выполняется от 3–8 раз. Пауза для отдыха между

повторениями – 1 минута.

 

5. Исходное положение – дети встают на расстоянии 50-60 сантиметров лицом друг к

другу и боком к стартовой линии. Стартуют после того, как один из партнеров дотронется

до второго. Задача второго – догнать первого на дистанции 10-15 метров и осалить

(“запятнать”) его. Упражнение выполняется 4–8 раз. Пауза для отдыха между

повторениями – 1 минута.

 

6. На дистанции 15 метров выставляются три барьера высотой от 20 до 30 сантиметров. 

Исходное положение – дети встают на расстоянии 50-60 сантиметров лицом друг к другу

и боком к стартовой линии. Старт по сигналу тренера. Задача стартующих быть первыми

на финише, перепрыгнув через эти препятствия. Два повторения. Пауза между ними – 1 

минута.

 

7. Один из спортсменов стоит на линии старта спиной к направлению движения, другой – 

лицом к первому спортсмену в полутора метрах от линии старта. По сигналу тренера

стоящий спиной быстро разворачивается на 180 градусов и старается первым пересечь

линию финиша, которая находится в 10-15 метрах от старта. Задача второго партнера – 

осалить первого до этой линии. 2–4 повторения. Пауза между ними – 1 минута.

 

Командные эстафеты

 

1. На дистанции 12 метров через каждые 3 метра стоят конусы (всего 4 штуки). 

Стартующие с мячом в руках обегают вокруг каждого конуса. Обежав четвертый, 

возвращаются назад и передают мяч следующему участнику. Побеждает команда, 

последний участник которой первым придет к финишу.

 

2. На дистанции 15 метров через каждые 5 метров стоят конусы (всего 3 штуки). Между

первым и вторым конусом расставлены семь фишек примерно в 50 сантиметрах друг от

друга. На следующем пятиметровом отрезке – два барьера высотой 20 сантиметров. 

Стартующие на скорости обегают 7 фишек, преодолевают барьеры, обегаюттретий конус, 

возвращаются назад и передают эстафету следующему участнику.

 

3. На дистанции 12 метров через каждые 4 метров стоят конусы (всего 3 штуки). По

сигналу участники бегут до первого конуса, затем от первого до второго прыгают на левой

ногой ноге, от второго до третьего – на правой. Достигнув третьего конуса, обегают его и

возвращаются, передавая эстафету следующему партнеру.

 

Подвижные игры

 

1. Игра «День и Ночь»

В игре принимают участие две команды – «День» и «Ночь». Чертится средняя линия, 

разделяющая площадку. Каждая команда имеет свой «дом» (линию, на расстоянии 10–15 

метров от центральной линии в ту и другую сторону), в котором соперник не имеет право

осалить. Команды выстраиваются на линии своих «домов» и по сигналу тренера идут

навстречу друг другу (к центральной линии), когда до центральной линии остается метр–

полтора тренер называет какую-либо команду (например, «День»). Тогда эта командадолжна быстро развернуться и прибежать в свой «дом», а игроки другой команды

(«Ночь») должны попытаться осалить соперника до линии «дома». Выигрывает команда, 

игроки которой осалят больше игроков соперника.

 

2. Игра «Простые салки»

Игра происходит на квадратной площадке, размеры которой зависят от количества

игроков в командах. Одна команда (А) находится вне прямоугольника, а другая (Б) – 

внутри. По сигналу один из игроков команды «А» (водящий) старается за 20 секунд

осалить как можно больше игроков из команды «Б», которые бегаюттолько внутри

прямоугольника. Осаленные игроки выходят за пределы прямоугольника. После смены

водящего все возвращаются на площадку, и игра продолжается до тех пор, пока все из

команды «А» не сыграют. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая

за отведенное время осалила больше игроков соперника.

 

3. Игра «Рыбаки и Рыбки»

Игра происходит на квадратной площадке, размеры которой зависят от количества

игроков в командах (если в командах по 10 человек, размеры площадки примерно 20х20 

метров). Игроки делятся на две команды – «Рыбаки» и «Рыбки». Рыбаки берутся за руки, а

рыбки свободно перемещаются по площадке. По сигналу рыбаки за определенное время

(1–2 минуты) стараются поймать рыбок, окружив их цепью и замкнув ее. По окончании

определенного времени подсчитывается улов. Затем команды меняются ролями.

3. Игра «Найди своего капитана»

Все играющие распределяются на несколько групп, и образуют круги. Внутри каждого

круга находится игрок с мячом., так называемый капитан группы. По сигналу, все

играющие разбегаются по площадке. По второму сигналу останавливаются, приседают и

закрываютглаза. В это время «капитаны» меняются местами. По следующему сигналу все

бегут к своим «капитанам» и образуют первоначальный круг. Группы собравшиеся

первыми у своих «капитанов»—выигрывают.Три четыре повторения, пауза между ними 1 

мин.

 

4. Игра «Найди свой мяч»

На земле чертятся два вложенных друг в друга круга – маленький (диаметром 4 метра) и

большой (диаметром 16 метров). Играющие (12 человек) встают по периметру малого

круга. По периметру большого круга на равном расстоянии выкладываются 10 мячей. По

первому сигналу тренера игроки начинают легкий бег по своему кругу, по второму – 

делают рывок и стараются овладеть одним из мячей. Те, кому мячей не досталось, 

выбывают из игры. На каждому следующем этапе число участников и число мячей

уменьшается на два.

 

Упражнения на укрепление мышц спины

1. Исходное положение – лечь на живот, руки вытянуть вперед. На счет раз-два поднять

одновременно руки и ноги от пола, на три-четыры – опустить. Выполнить 10–15 раз.

 

2. Исходное положение – лечь на живот, руки согнуть за головой. На счет раз-два

оторвать тело от пола, развернуться и через правое плечо посмотреть на свои пятки, насчеттри-четыре — опуститься в исходное положение. На пять-шесть поднять тело и

посмотреть через левое плечо, на семь-восемь – опуститься в исходное положение и т. д. 

Выполнять 6–10 раз, в зависимости от уровня подготовки.

 

3. Упражнение выполняется в парах. Исходное положение – игроки ложатся на живот

лицом друг к другу на расстоянии 3–4 метра. У одного из партнеров в руках мяч. Игроки

бросают друг другу в руки мяч, отрывая тело от пола. Выполнить две серии по 10-16 

бросков. Пауза между сериями – 1 минута.

 

Упражнения для мышц брюшного пресса

 

1. Упражнение выполняется в парах. Исходное положение – игроки ложатся на спину

ногами друг другу. Игроки одновременно поднимаются и передают мяч из рук в руки. 

После передачи ложатся и принимают исходное положение. Выполнить две серии по 10–

14 передач. Пауза между сериями – 1 минута.

 

2. Исходное положение – игроки ложатся на спину, ноги сгибают в коленях, стопы – на

полу, руки согнуты в локтях, ладони за головой. Занимающиеся должны поднять туловище

и достать правым локтем левое колено, затем левым локтем правое колено и т. д. 

Выполнить от 10 до 20 раз.

 

3. сходное положение – игроки ложатся на спину, руки в стороны, ноги согнуты в коленях

и подняты вверх (голень паралельно полу). На счет раз-два игроки опускают ноги справа

от себя, не отрывая рук от пола; на счеттри-четыре принимают исходное положение; на

пять-шесть опускают ноги слева от себя, на семь-восемь – в исходное положение. 

Выполнить по 6–10 раз в каждую сторону.

 

Упражнения на развитие силы

 

Упражнения 1,2,3,4 выполняются в парах.

 

1. Игроки встают лицом друг к другу, берут друг друга за руку и стараются перетянуть

одной рукой партнера на свою половину. Сделать от от 4 до 6 попыток.

 

2. Исходное положение – руки в стороны. Один партнер кладет свои руки на руки второго

и мешаеттому поднимать руки. Цель – опускать и поднимать руки с сопротивлением. 

Выполнить 16–20 подыманий и опусканий.

 

3. Исходное положение – руки на поясе. Один партнер кладет руки на плечи другого и

несильно давит на них. Цель – подняться на носки и опуститься. Выполнить 20-25 

подъемов.

 

4. Передачи и броски небольших набивных мячей из различных исходных положений: 

броски двумя руками справа, двумя руками слева, двумя руками из-за головы. Расстояние

между партнерами – 6–10 метров. Каждое упражнение выполняется 8–14 раз.

 

5. Отжимания. От 20 до 40 раз.

 

6. Отжимания, но одна из рук лежит на мяче. 12–18 раз.G. Исходное положение – сесть на пол, упереться руками в гимнастическую скамейку, 

сгибать и разгибать руки. 12–18 раз.

 

Пауза отдыха между сериями после выполнения силовых упражнений составляет 1–2 

минуты.

 

Упражнения для развития гибкости

 

Основу работы над развитием гибкости составляют упражнения, при выполнении которых

происходит удлинение мышц, необходимых спортсмену для выполнения любых

двигательных действий с требуемой амплитудой. Такие упражнения обычно делают в

начале и конце каждой тренировки.

Существует два типа подобных упражнений.

Динамические упражения

Динамические упражнения – это повторные маховые движения руками и ногами, 

сгибания, разгибания, скручивания туловища, которые выполняются с большой

амплитудой и разной скоростью. Примеры таких упражнений:

 

•Активные свободные пружинистые наклоны вперед и в стороны с постоянно

увеличивающейся амплитудой (15–20 раз).

 

•Махи левой и правой ногой вперед и назад (10–12 раз).

 

•Исходное положение – ноги на ширине плеч. Прогнуться назад, доставая сначала

правой рукой правую пятку, затем левой рукой – левую пятку. Сделать по 5–7 наклонов

к каждой ноге.

 

•Исходное положение – поставить ноги как можно шире. Сделать пружинящие наклоны

вперед с поставить ладони на пол. Выполнить 10–18 раз.

 

•Исходное положение – партнеры встают спиной друг к другу на расстоянии 50–60 

сантиметров. У одного из партнеров в руках мяч. Оба партнера, не сходя с места и не

отрывая ног, двумя руками передают мяч друг другу, одновременно поворачиваясь то вправо, то влево. Выполнить 18–24 раза.

 

Пауза между сериями упражнений на гибкость составляет 1–2 минуты.

 

Статические упражения

 

Статические упражнения – это различные позы, в которых определенная мышца или

группа мышц находятся какое-то время в растянутом состоянии. Примеры таких

упражнений:

 

•Исходное положение – ноги на ширине плеч. Медленно наклонится вперед, руки при

этом свободно свесить и коснуться ладонями пола. Слегка согнуть ноги в коленных

суставах, взяться руками за носочки ног, затем выпрямить колени. Следить, чтобы

дыхание было ровным и спокойным. Удерживать позу 6–12 секунд, затем вернуться в

исходное положение. Повторить 3–5 раз с отдыхом 5–10 секунд.

 

•Исходное положение – сесть на пол, одну нога выпрямить вперед, другую – согнуть в

коленном суставе, и стопу подвести к ягодицам. Туловище держать прямо. 

Определенное растяжение мышц есть уже в этой позиции, но если уровень гибкостихороший, то можно усложнить выполнение этого упражнения, наклонив верхнюю часть

тела к вытянутой ноге.

 

•Исходное положение – ноги на ширине плеч. Сделать широкий выпад вперед правой

ногой, сильно согнуть туловище в тазобедренном суставе и выпрямить коленный сустав

ноги, находящейся сзади. Смотреть вперед. Удерживать эту позу в течении 15–20 сек. 

Вернуться в исходное положение. После отдыха 5–10 секунд повторить упражнение, 

поменяв положение ног. Сделать по 3–4 повторения на каждую ногу.

 

•Исходное положение – основная стойка. С прямой спиной сесть на пятки, колени

удерживать вместе, стопы развернуть внутрь. Сидеть в такой позе до 20 секунд. Можно

сделать отклонение назад. Отдых в исходном положении – 5–10 секунд.

 

Упражнения для развития координации

 

Акробатические упражнения:

 

1. Кувырки в группировке вперед. 3–4 серии по 3–5 повторений.

 

2. Кувырок вперед в сочетании с разворотом на 180 градусов. 1–2 серии по 3–5 

повторений.

 

3. Кувырок назад в группировке. 3–5 повторений.

 

4. Ходьба и разнообразные упражнения в равновесии на гимнастическом бревне: ходьба

лицом вперед, левым и правым боком, разойтись со встречным партнером. Высота бревна

не более 30-40 сантиметров.

 

Подвижные игры на ограниченной площади опоры

 

1. «Бой» на гимнастическом бревне. Высота бревна не более 30–40 сантиметров. 

Занимающиеся встают друг напротив друга и стараются столкнуть партнера с бревна за

счет несильных толчков и обманных движений. На одном бревне можно разместить

несколько пар.

 

2. «Петушиный бой» на одной ноге. Занимающиеся в парах на ограниченной площади

(2х2 метра) стараются столкнуть своего соперника за линию, ограничивающую площадку, 

или заставить его коснуться пола второй ногой.

 

Упражнения для развития чувства равновесия

 

Составной частью в координационные возможности человека входит чувство равновесия. 

Равновесие бывает статическое и динамическое. Статическое равновесие – сохранение

позы в течение некоторого времени («ласточка», стойка на одной ноге, поднятая нога

прижата к колену). Динамическое – когда спортсмен выходит из позы и снова

возвращается в нее.

 

1. Ходьба по доске шириной 10–12 сантиметров и высотой 4–5 сантиметров, 

положенной на землю.

 

2. Ходьба по наклонной доске тех же размеров.

 

3. Медленное, среднее и быстрое кружение на месте.D. Ходьба по кирпичикам, положенным на расстоянии 15–20 сантиметров друг от друга.

 

4. Легкий бег по доске с 5–6 разворотами на 360 градусов.

 

5. Стоя на доске, поставить стопы на одну линию, закрыть глаза и удерживать равновесие

как можно дольше.

 

 Эстафеты на координацию и равновесие

 

1. Прохождение полосы препятствий длиной 15 метров. Участвуют две команды. От

стартовой линии через каждые 5 метров ставится конус (всего 3 конуса). От стартовой

линии до первого конуса кладется узкая доска длиной 3-4 метра или просто рисуется на

земле тонкая линия. От первого до второго конуса стелятся два гимнастических мата. По

сигналу тренера стартующие бегут по узкой доске или линии. Добежав до гимнастических

матов, делают 2 кувырка вперед. Между вторым и третьим конусами участники делают в

движении 1–2 разворота на 360 градусов, обегают последний конус и повторяют все

упражнения в обратном порядке, а потом передают эстафету следующему участнику. 

Фиксируется не только скорость прохождения дистанции, но и допущенные ошибки. 

Например, сколько раз учащийся потерял равновесие при беге по узкой доске, после

разворотов на 360 градусов и т. д.

 

2. Место действия – та же самая полоса препятствий. Стартующие передвигаются по

доске сначала левым боком (в обратном направлении – правым боком). Между первым и

вторым конусами участники делают кувырок вперед, разворачиваются на 180 градусов, 

делают еще кувырок, снова разворачиваются на 180 градусов. Между вторым и третьим

конусами бегут лицом вперед, делая в движении развороты на 360 градусов сначала

через левое плечо, а затем через правое, обегают последний конус и возвращаются к

линии старта с повторением всех заданий.

http://www.dfl.org.ru


  • < Назад
  • Вперёд >

You have no rights to post comments

JComments


Футбольные упражнения для детей 4 5