Физические упражнения для детей с нарушением зрения

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ-

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

ФАКУЛЬТЕТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

СЕРВИСА И ТУРИЗМА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Выпускная квалификационная работа

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Набережные Челны - 2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

.1 Влияние специальных физических упражнений на физические качества детей с нарушением зрения

.2 Влияние низких температур на организм человека

.3 Анализ программ адаптивного физического воспитания

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Методика исследования

.2 Организация исследования

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Исследование и оценка уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения за период обучения в начальной школе

.2 Исследование и оценка динамики уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения после занятий адаптивной физической культурой

ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодня имеет значительное место проблема коррекции детей с нарушениями зрения. Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний.

Многочисленными исследованиями таких авторов как Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, К.Ф. Скворцов, В.П. Илларионов, Т.Н. Никольская доказано, что 40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% - соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают неврозами. Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным образом негативно отражается на физической подготовленности, работоспособности, движениях ребенка.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения и его прогрессирования, поскольку специальные физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. В связи с этим актуальной проблемой является поиск и разработка эффективных путей, методов и средств, научно-обоснованных учебных программ адаптивного физического воспитания для детей с нарушением зрения.

Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на коррекционную работу с детьми с нарушением зрения.

Предмет исследования - методика специальных физических упражнений для улучшения физических качеств детей с нарушением зрения.

Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование вопроса целесообразности применения специальных физических упражнений, направленных на улучшение физических качеств детей с нарушением зрения.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что специальные физические упражнения, проводимые с учетом психолого-возрастных, анатомо-физиологических особенностей и степени тяжести заболевания детей с нарушением зрения, окажут положительное влияние на их здоровье и адаптацию.

Задачи исследования:

-на основе научной литературы изучить вопрос влияния специальных физических упражнений на коррекцию детей с нарушением зрения;

-разработать методику специальных физических упражнений для коррекции физических качеств у детей с нарушением зрения;

-изучить особенности физического развития и функционального состояния исследуемых детей с нарушением зрения в возрасте 9-10 лет;

-провести сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группах, и на его основе оценить влияние специальных физических упражнений на коррекцию организма детей с нарушением зрения.

Методы исследования. В работе применялись следующие методы исследования:

1.анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

.клинические: анализ медицинских карт;

. тестирование;

. антропометрические измерения;

. педагогический эксперимент;

.методы математической статистики.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные положительные результаты позволят рекомендовать применение разработанной методики, направленной на совершенствование физических качеств детей с нарушением зрения в практику адаптивного физического воспитания.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и библиографии.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

.1 Влияние специальных физических упражнений на физические качества детей с нарушением зрения

Ребенок с нарушением зрения - термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых и детей с остаточным зрением. Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено, прежде всего, клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6. К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др [12].

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью [12].

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания.

Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание.

У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены [12].

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зрения в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5-5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, масса тела на 6-7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих. Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

Нередко дети с нарушениями зрения поступают в школу с уже стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. При нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

К сопутствующим заболеваниям, встречающимся у детей с нарушением зрения, относятся: общее недоразвитие речи (ОНР) разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (разные виды дисграфии), соматические заболевания, задержка психического развития, детский церебральный паралич, минимальная мозговая дисфункция (ММД) ММД - часто встречающееся заболевание. Оно характеризуется негрубым поражением центральной нервной системы, сопровождается мышечной дистонией - неуклюжестью, неловкостью, скованностью в движениях, трудностями в освоении письма, точности моторики [12].

Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.

К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах относятся [5]:

-воспитание гармонически развитого ребенка,

-укрепление здоровья;

-воспитание волевых качеств;

-обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;

-развитие физических качеств быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.

К специальным (коррекционным) задачам относятся:

-охрана и развитие остаточного зрения;

-развитие навыков пространственной ориентировки;

-развитие и использование сохранных анализаторов;

-развитие зрительного восприятия: цвета, формы, движения (удаление, приближение), сравнение, обобщение, выделение; развитие двигательной функции глаза;

-коррекция недостатков физического развития, обусловленных депривацией зрения;

-коррекция скованности и ограниченности движений;

-коррекционно-компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства;

-активизация функций сердечно-сосудистой системы;

-улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;

-коррекция и совершенствование координационных способностей, согласованности движений;

-развитие межпредметных знаний;

-развитие коммуникативной и познавательной деятельности и пр.

В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений [8].

. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.

. Общеразвивающие упражнения:

-без предметов;

-с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);

Частные методики адаптивной физической культуры

-на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры - механотерапия и т.д.).

3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.

. Упражнения для укрепления сводов стопы.

. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).

. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.).

Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.

. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.

. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).

10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.

11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).

. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.

. Упражнения для развития мелкой моторики руки.

. Специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др.

. Плавание.

. Лыжная подготовка.

К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы. Правильное использование таких естественных факторов природы, как солнце, воздух и вода, оказывающих благоприятное воздействие на физическое развитие, здоровье и закаливание школьников. К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения зрения, здоровья школьников [5].

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи - развитие, обучение, воспитание, которые совпадают с образовательными задачами здоровых детей и отражены в программных документах, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Уроки адаптивного физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1-2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3-4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячими и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей. С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошкольников и младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентировки и самообслуживания. В связи с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала, состояние остроты зрения ребёнка, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировку место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение [9].

Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены игра должна быть малоподвижной, спокойной.

В игры могут быть включены упражнения, направленные на формирование правильной осанки [9]:

) ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить;

) ходьба в полуприседе (спина прямая), ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные в разных концах зала;

) ходьба с круговыми движениями рук назад (голова прямо, соблюдать дистанцию), ориентируясь на звук шагов впереди идущего;

) легкий бег с сохранением правильной осанки.

Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед; руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить («уточка»).

1.2 Влияние низких температур на организм человека

Наряду с адаптивной физической культурой при коррекции физических качеств у детей с нарушением зрения, используются также методы оздоровления с применением низких температур, то есть, так называемое закаливание организма. Механизмы терморегуляции у детей, особенно в дошкольном возрасте, еще недостаточно развиты. В процессе закаливания под воздействием пониженных температур тренируются и совершенствуются эти механизмы. Поэтому основное значение в укреплении здоровья детей приобретает именно закаливание.

Закаливание обеспечивает повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Так, при закаливании с помощью холодного воздуха или воды организм начинает терять тепло, что провоцирует формирование механизмов, способствующих сохранению тепла.

При закаливании изменяется кровоток не только в сосудах кожи, но и внутренних органов, а также величина кровяного давления, частота дыхания и сердечных сокращений. При этом повышается обмен веществ, улучшается состояние эндокринной и нервной систем, повышается устойчивость организма ребенка к инфекционным заболеваниям. Кроме того, закаливание способствует формированию у детей принципов и привычек здорового образа жизни, что имеет большое социально-педагогическое значение.

Основные требования к проведению закаливания детей с нарушением зрения:

. Учет индивидуальных особенностей организма ребенка. При формировании системы закаливания необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка. Для детей с нарушением зрения начальная и конечная температура воздействующих факторов должна быть на 2-4°С выше, чем для здоровых детей, а темп её снижения более медленным.

. Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Оно предусматривает несколько вариантов.

-Для ослабленных детей с нарушением зрения закаливание можно начинать с участков тела менее чувствительных к холоду (например - рук) постепенно переходя к участкам тела, которые не подвергались холодовому воздействию и поэтому более чувствительны (спина).

-Изменение площади поверхности тела, подвергающейся действию закаливающего фактора. (Чаще начинают с дистальных участков, постепенно увеличивая площадь).

-Переход от менее интенсивных процедур к более интенсивным: от воздушных к водным, от обтирания к обливанию водой.

-Увеличение интенсивности закаливающего фактора: понижение или повышение температуры, увеличение скорости движения воздуха, силы ультрафиолетового облучения.

-Увеличение времени действия закаливающего раздражителя-интенсивность закаливающего фактора должна возрастать постепенно, но каждая последующая нагрузка должна вызывать ответную реакцию организма, вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении воздействующего раздражителя.

-Изменяя продолжительность проведения холодовых раздражений, можно увеличивать энерготраты ребёнка.

. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, т.е. регулярные повторения закаливающих воздействий, которые формируют на базе безусловного рефлекса условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Оздоровительный эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней.

Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей - следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя.

. Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора. Например - полоскание водой горла - местное закаливание и обливание водой стоп приводит рефлекторно к снижению чувствительности носоглотки к холоду.

. Полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Чтобы не закреплять узкие стереотипы закалённости, необходимо вырабатывать готовность детского организма реагировать на разные по диапазону колебания факторов. Отмечают феномен "односторонней адаптации", суть которого заключается в том, что если закалять верхнюю часть туловища, то устойчивым к охлаждению становится только торс, но не нижние конечности. В этом случае толерантность к холоду на стопах ослабевает. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду.

. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Распространенным видом закаливания является закаливание водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.

Закаливание водой может проводиться как местная или общая процедура. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.

К общим методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Еще одним видом закаливания детей с нарушением зрения является плавание. Плавание - одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств, в работе с детьми с нарушением зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночник, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность [20].

Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливание, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде.

Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировки в воде, а именно - с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде.

Следующий этап обучения технике плавания начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера, дающих представление о движениях в воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; имитация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с резиновыми амортизаторами и пр. [20].

Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения - формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке - «поплавок», согнувшись - «медуза», вытянувшись - «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине.

Завершающая фаза обучения - проплыть 25-50 м в полной координации.

Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видящих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «звездочка» на спине с закрытыми глазами и др.) [20].

В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формированию положительных эмоций, ощущению радости, желанию заниматься плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкретного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3-5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-воспитательный процесс.

Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе - ознакомление с водной средой и освоение подготовительных упражнений в воде, второй этап - изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап - совершенствование техники плавания изученных способов. После освоения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» можно приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».

В целях профилактики травматизма и дифференцировки расстояния следует учить детей определять длину проплываемого отрезка по количеству повторений движений (гребков, ударов ногами и т.д.). Отработке техники движений препятствует боязнь столкновений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на разных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения.

Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при некоторых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыжках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).

Знание специфических особенностей обучения младших школьников с депривацией зрения, правильное применение приемов помощи и страховки позволит тренеру-педагогу помочь детям ознакомиться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а также совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предупредить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

1.3 Анализ программ адаптивного физического воспитания

Адаптивное физическое воспитание является обязательным для всех детей в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». В настоящее время существуют различные программы по адаптивному физическому воспитанию для детей с нарушением зрения, однако большинство из них - авторские, созданные школьными учителями адаптивного физического воспитания на основе рекомендованных государством примерных программ и прошедшие соответствующую экспертизу. Непосредственное содержание практических занятий с детьми зависит от опыта работы и энтузиазма преподавателя.

Существующая в настоящее время основная примерная программа адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях содержит учебный материал с 1 по 9 класс.

В авторской программе Г.И. Гербцовой для учащихся 1 - 4 класса указаны задачи воспитания у учащихся чувства внутренней свободы, уверенности в своих силах и возможностях своего тела. В основную часть урока предлагается включать игры, направленные на развитие воображения детей. С 1 класса предлагается давать задания по физической культуре на дом, а уже в 3 классе предусмотрено обучение детей самостоятельному составлению комплекса разминки.

Программа по физической культуре для учащихся IV - IX класса автора М.Н. Маловой создана с опорой на принципы Специального Олимпийского движения, и предполагает с 5 класса формирование знаний занимающихся о назначении занятий физической культурой, однако не содержит задач формирования мотивов занятий и указаний по способам формирования знаний занимающихся в этой области.

В программе Е.Н. Морсаковой содержится раздел «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» в котором предусмотрено формирование основ сознательного отношения детей к здоровью и предлагается проведение с детьми имитационных упражнений, помогающих привить интерес к выполнению физических упражнений, рекомендуется проведение кратких бесед, приведения примеров связей с другими изучаемыми предметами. К 4 классу предполагается формирование представлений о личной ответственности за свое здоровье.

Программа В.Н. Мозгового для начальных классов (специальной) коррекционной школы не предусматривает формирование устойчивого отношения к занятиям адаптивной физической культурой, и, как и многие другие программы, не содержит способов и приемов его формирования.

Одновременно с этим, программы для детей общеобразовательной школы, отнесенных к специальным медицинским группам А.П. Матвеева, содержат более широкие и подробные задачи формирования интереса к самостоятельным занятиям физической культурой, а к 11 классу предусматривают овладение учащимися знаниями в области самостоятельного составления комплексов лечебной физической кльтуры, однако программа не содержит методических материалов по решению указанных задач.

В рекомендациях по организации занятий физической культурой в системе специального образования А.А. Дмитриева, содержится примерный план распределения материала для создания в школе специальной «Программы здоровья», представлены способы реализации различных задач по оздоровлению воспитанников, среди которых предложены методы оценки и самооценки, анализа и самоанализа занимающихся, коллективного способа обучения, проблемного обучения, развития познавательной деятельности учащихся.

В целом, содержание большинства существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений не содержат необходимого блока специальных задач по формированию мотивации к самостоятельным занятиям, осознанного и активного отношения занимающихся к формированию и укреплению потенциала собственного здоровья.

За время учебы в школе, ребенок, имеющий нарушения зрения должен обрести различные социально значимые навыки приспособленности к жизни: общительность, как можно большую самостоятельность, координацию, свободу и ловкость телодвижений, развитые восприятие, воображение и речь, наличие мыслительных процессов. На сегодняшний день проблема подбора средств адаптивной физической культуры, которые были бы содержательными, отличались конкретностью, простотой и наглядностью в работе со слабовидящими и слепыми детьми, остается актуальной.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

.1 Методика исследования

Диапазон функциональных резервов организма юношей оценивали по результатам следующих проведенных проб: тест скоростных качеств, тест на определение скоростно-силовых качеств, тест на определение подвижности позвоночника, тест на определение силы.

Тест скоростных качеств. Бег на дистанцию 15 м. На дорожке отмечается линия старта и линия финиша. Направление бега должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Незрячим предлагается бежать на звуковой сигнал (хлопки, свисток, голос учителя, шаги впереди бегущего, т.е. бег за лидером и др.). Время фиксируется секундомером.

Тест на определение скоростно-силовых качеств. Прыжок в длину с места. Ученик прыгает, отталкиваясь двумя ногами с сильным взмахом руками вперед-вверх (для незрячих - осязательный ориентир) и приземляется на обе ноги. Измеряется результат между линией отталкивания и отпечатком ног при приземлении (по пяткам) в см. Засчитывается лучшая из двух попыток. Для незрячих линия отталкивания должна быть осязательно ощутима: резиновый коврик, размеченная линия на полу, слева от которой расположен озвученный мяч и др. Направление места приземления можно отметить звуковым сигналом - метроном, озвученный мяч и пр. Приземление обязательно выполнять на маты. Та группа учащихся, которым противопоказаны прыжки, от данного теста освобождаются.

Тест на определение гибкости позвоночника. Наклон туловища вперед из положения стоя при выпрямленных коленях. Руками необходимо коснуться пола у носков ног (правой ладошкой у правого носка, левой ладонью - у левого носка). Это положение зафиксировать в течение двух секунд. Измеряется максимальная величина наклона. Если ребёнок коснулся пола у носков ног, то ставится нулевая отметка со знаком "+". Если не дотянулся до нулевой отметки, то определяется это расстояние в см и результат засчитывается со знаком "-".

Тест на определение силы. В первую очередь выполняются следующие измерения. 1. Количество подтягиваний на перекладине. 2. Динамометрия ручная - измерение сил (в кг) правой и левой кисти с помощью ручного динамометра в положении стоя. Не разрешается делать резких движений, сгибать и разгибать руку. Засчитывается лучшая из двух попыток. 3. Определение силы мышц спины по продолжительности нахождения в положении "лодочка" (лежа на животе, руки и ноги при этом прямые и подняты от пола). Секундомер включается в момент поднятия рук и ног от пола и выключается в момент их опускания. Результат засчитывается в секундах. При выполнении этого теста следить, чтобы дети не задерживали дыхание.

Также проведено медико-биологическое тестирование, с использованием следующего инвентаря: весы, ростомер, секундомер, сантиметровая лента, спирометр, становый динамометр, ручной динамометр. велоэргометр.

Измерялись следующие антропологические показатели: рост, вес, экскурсии грудной клетки, ширину таза, окружности грудной клетки на вдохе и выдохе, в паузе, силу мышц кисти и спины, жизненную емкость легких, жизненный индекс.

Рост стоя измеряют ростомером или антропометром.

Окружности тела измеряются сантиметровой лентой, которая должна достаточно плотно прилегать к телу.

Окружность груди определяется при вдохе, выдохе во время паузы.

Сила мышц кисти измеряется ручным динамометром. Динамометр с предельным усилием, но без рывка и каких-либо дополнительных движений сжимается рукой, отведенной в сторону. Измерение повторяют дважды.

Силу мышц спины (становую силу) измеряют только у мужчин с помощью станового динамометра. Измерение повторяют 2 раза.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измеряется с помощью спирометра. Измерение ЖЕЛ повторяют несколько раз с интервалом 0,5 - 1 мин. до тех пор, пока не будут получены два одинаковых результата. Измеренная таким образом величина ЖЕЛ называется фактической и выражается в единицах объема - миллилитрах.

Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательного аппарата. Он определяется путем деления жизненной емкости легких (в мл) на вес тела (в кг), т. е. рассчитывается, какой объем легких приходится на 1 кг веса тела.

Педагогический эксперимент проводился с целью проверки выдвинутой гипотезы. Формирующий эксперимент предусматривал изучение влияния разработанного комплекса специальных физических упражнений на развитие физических качеств слабовидящих детей младшего школьного возраста.

Математическая обработка результатов. Полученные данные подвергались математико-статистической обработке. Были определены: среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение), стандартная ошибка средней арифметической, коэффициент вариации, t расчетное для несвязанной и связанной выборки.

Для статического анализа использовался t - критерий Стьюдента.= 2,2 - для связанных выборок и tkp = 2,0 - для несвязанных выборок. Если tp > tkp, то различия между двумя средними показателями группы являются достоверными.

.2 Организация исследования

В ходе работы было проведено экспериментальное исследование детей с нарушением зрения. Возраст детей от 9 до 10 лет. Количество испытуемых составляло две группы - основную (8 человек) и контрольную (8 человек). Всего - 16 человек. Основную группу составили дети, которые проходили курс лечебной физической культуры. В контрольную группу были включены 8 детей, которые не занимались лечебной физической культурой. Пол испытуемых - мужской. Занятия проводились с учетом предусмотренного учебного плана 4-5 раз в неделю по 40 минут во внеурочное время.

Эксперимент проводился в течение 6 месяцев и состоял из 3 этапов:

I этап включал в себя подготовку к эксперименту. На данном этапе был проведен анализ научно-методической литературы, разработан и уточнен план работы, проанализированы медицинские карты детей. Также были сняты показатели, характеризующие функциональное состояние внешнего дыхания, дана первичная оценка функциональным возможностям респираторной системы. Начаты занятия лечебной гимнастикой по экспериментальной методике.

II этап включал проведение промежуточного исследования показателей физического развития и физической работоспособности детей и была дана их оценка.

III этап включал проведение заключительного исследования и оценку функциональным возможностям организма юношей.

На первом этапе эксперимента для оценки эффективности реабилитационных мероприятий было проведено обследование пациентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента.

В ходе наблюдения за детьми в основной группе, а также изучения медицинских карт, было выявлено присутствие детей с разной остротой зрения: тотально слепые, частично зрячие, с нарушением полей зрения, со светоощущением, со светобоязнью.

Также было выявлено наличие в группе детей с сочетанной патологией, то есть различные нарушения осанки, плоскостопие и т.д.

Наблюдая за детьми, были выявлены неблагоприятный период дошкольного воспитания, не способствующий познавательной и двигательной активности на основе сохранных анализаторов, отсутствие у детей опыта осязательно-слухового восприятия учебного материала.

На занятиях присутствуют следующие формы двигательной деятельности детей: упражнения, направленные на формирование правильной осанки, на развитие координации движений, на овладение навыками пространственной ориентировки, на развитие сохранных анализаторов; спортивные праздники для закрепления двигательных навыков; сюжетно-ролевые игры; зачетные упражнения - сдача программных нормативов с занесением данных в карту динамики физического развития; закаливающие упражнения - утренняя зарядка, плавание, занятия на лыжах, катание на санках, подвижные игры на свежем воздухе, физкультурные минутки на общеобразовательных уроках.

Использовались методы разностороннего влияния на организм. В частности, ходьба простая и усложненная (с остановками, изменением направления); упражнения, способствующие повышению обменных процессов (бег с изменением темпа); общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами; танцевальные упражнения; простейшие упражнения в равновесии и координации движений; сочетание упражнений на дыхание и расслабление; упражнения на формирование правильной осанки; на формирование пространственных представлений; упражнения на использование и развитие сохранных анализаторов.

Решаются следующие основные задачи:

) освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой;

) ликвидация недостатков физического развития с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. В положении лежа, сидя или стоя выполнять упражнения: для мышц живота и спины, улучшающие дыхательную функцию; в лазании и перелезании; в равновесии; зрительная работа у зеркала, тактильная у гимнастической стенки; для профилактики плоскостопия; на расслабление; для укрепления мышц глаза; для нормализации подвижности позвоночника (самовытяжение и смешанные висы); для развития мелкой моторики руки. Кроме этого предусматриваются также индивидуальные и специальные задания с учетом специфических особенностей развития аномального ребенка. Занятия на тренажерах (механотерапия) для развития вестибулярного аппарата и предупреждения плоскостопия. Используются адаптированные подвижные игры и сюжетно-ролевые игры с корригирующей направленностью.

В заключительной части предусматривается снижение физиологической нагрузки, нормализация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, введение облегченного исходного положения. Снятие утомления, закрепление сформированных в основной части урока навыков, переход к дальнейшему включению учащихся в режим дня. Эти задания выполняются путем упражнений на внимание, для глаз, на расслабление, дыхательных, ритмических и танцевальных, ходьбой в медленном темпе, играми малой интенсивности ("Тише едешь - дальше будешь"), выполнение задания на внимание (десять шагов вперед, 9 - назад, 9 шагов вперед, 8 - назад и пр.).

В связи с вышеизложенным, на занятиях ЛФК с патологией зрения необходимо учитывать следующие основные специфические особенности урока: - На протяжении всего урока воспитание и закрепление правильной осанки должно проводиться при условии сознательного освоения детьми правильного положения тела, позы и ходьбы.

Были проведены комплексы упражнений (Приложение 2):

1. Упражнения общеразвивающей направленности.

. Дыхательные упражнения.

. Специальные упражнения для глаз.

. Упражнения для коррекции осанки.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

.1 Исследование и оценка уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения за период обучения в начальной школе

Нами было проведено исследование уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения в экспериментальной и контрольной группе за период обучения в начальной школе. Общие результаты обеих групп отражены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты тестирования основной и контрольной групп до эксперимента

№МетодикаОсновная группаКонтрольная группа1Тест скоростных качеств20,6±1,8 сек22,4±2,1 сек2Тест на определение скоростно-силовых качеств130,0±14,3 см139,0±15,2 см3Тест на определение подвижности позвоночника19,7±3,7 раза20,8±3,2 раза4Тест на определение силы288,0±44,1 см293,1±58,5 см

Для наглядного сравнения основной и контрольной групп, представим данные в диаграмме на рисунке 1.

Рис.1. Сравнение результатов тестирования основной и контрольной групп до эксперимента

Как видно на рисунке 1, в контрольной группе показатели по скоростным качествам (22,4±2,1 сек) выше, чем в экспериментальной 20,6±1,8 сек. В результате тестирования учащихся на скоростно-силовые качества выяснилось, что в контрольной группе средний показатель равен 139,0±15,2 см, а в экспериментальной группе 130,0±14,3 см. По развитию подвижности позвоночника (по результатам теста на определение подвижности позвоночника) показатели контрольной группы (20,8±3,2 раза) выше экспериментальной (19,7±3,7 раза) на 1,1. Тест на определение силы выявил результаты в экспериментальной группе 288,0±44,1 см, и контрольной группе - 293,1±58,5 см. Таким образом, показатели развития физических качеств в контрольной группе несколько выше, чем в основной.

Далее были измерены антропометрические показатели тела мальчиков 9-10 лет основной группы. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Антропометрические показатели тела мальчиков основной и контрольной группы до эксперимента

В результате было выявлено, что в контрольной группе показатели выше. На рисунке 2 можно сравнить показатели в обеих группах.

Рис.2. Антропометрические показатели тела мальчиков

Следующим этапом было измерение физиометрических показателей организма обеих групп. Результаты отражены в таблице 3.

Таблица 3. Физиометрические показатели организма контрольной и основной групп до эксперимента

№ПоказателиОсновная группаКонтрольная группа1ЧСС, уд/мин86,21±0,4188,41 ±0,442АДС, мм.рт.ст.97,26±0,6896,32±0,843АДД, мм.рт.ст.68,31 ±0,5162,48±0,564ЖЕЛ,л1,84±0,091,71 ±0,075ЖИ, мл/кг65,71±0,5458,96±0,516Кистевая сила, кг13,56±0,1812,467Становая сила, кг12,4612,46

Ощущение полноты жизни при нарушении зрения связано с переживаниями, возникающими у детей при выполнении совместной деятельности с другими людьми, в чувстве значимости для других, в получении впечатлений от разных явлений, в доверии ближним, в принятии окружающего мира как источника добра. Организация занятий адаптивным спортом для детей с нарушениями зрения, особенно при условии возможности проводить тренировки за рамками школьного спортзала - практически единственный путь к расширению сферы общения занимающегося, знакомства с новыми людьми и условиями деятельности, получения новых впечатлений и двигательного опыта.

.2 Исследование и оценка динамики уровней показателей физического развития детей с нарушением зрения после занятий адаптивной физической культурой

После проведения комплекса занятий для детей с нарушением зрения с применением специальных физических упражнений, вновь были проведены такие же измерения, что и до эксперимента в обеих группах.

Можно сделать вывод, что в результате проведенного эксперимента была выявлена положительная динамика двигательных качеств у детей с нарушением зрения. Результаты отражены в таблице 4.

Таблица 4 Сравнение результатов тестирования после эксперимента

№МетодикаОсновная группаКонтрольная группаДо экспериментаПосле экспериментаДо экспериментаПосле эксперимента1Тест скоростных качеств20,6±1,8 сек20,7±1,5 сек22,4±2,1 сек21,2±1,1 сек2Тест на определение скоростно-силовых качеств130,0±14,3 см146,6±16,1 см139,0±15,2 см146,0±16,2 см3Тест на определение подвижности позвоночника19,7±3,7 раза23,0±3,8 раза20,8±3,2 раза23,8±3,2 раза4Тест на определение силы288,0±44,1 см324,7±64,7 см293,1±58,5 см320,1±60,5 см

Для более наглядного сравнения положительной динамики, можно представить ее в виде диаграммы на рисунке 3.


Рис.3. Результаты тестирования после эксперимента

После эксперимента снова были измерены антропометрические показатели тела мальчиков основной и контрольной группы.

Можно сделать вывод, что после проведенных занятий в экспериментальной группе средний показатель увеличился на 0,1. Показатель равен - 20,7±1,5 сек. В контрольной группе показатель ухудшился с 22,4±2,1 сек на 21,2±1,1 сек. По результатам теста на определение скоростно-силовых качеств выяснилось что в основной группе показатели значительно улучшились на 16,6 см. Было - 130,0±14,3 см, стало - 146,6±16,1 см. Улучшились и в контрольной группе с 139,0±15,2 см на 146,0±16,2 см. Тест на определение подвижности позвоночника показал также положительную динамику в обеих группах: в основной - с 19,7±3,7 разана 23,0±3,8 раза, в контрольной - с 20,8±3,2 раза 23,8±3,2 раза.

Занятия адаптивной физической культурой также положительно повлияли на силовые качества воспитанников. В основной группе показатели улучшились с 288,0±44,1 см на 324,7±64,7 см, в контрольной - с 293,1±58,5 см на 320,1±60,5 см.

Таблица 5. Антропометрические показатели тела мальчиков основной и контрольной группы после эксперимента

№ПоказателиОсновная группаКонтрольная группаДо экспериментаПосле экспериментаДо экспериментаПосле эксперимента1Длина тела, см130,12±0,89133,68±0,96130,41±0,79131,56±0,692Масса тела, кг28,56±0,4630,46±0,4528,96±0,4529,51 ±0,483Длина туловища, см37,91 ±0,6439,61±0,8137,54±0,6338,66±0,754Длина руки, см56,12±0,4857,64±0,5256,86±0,3857,28±0,435Длина ноги, см68,84±0,4970,81±0,6169,12±0,6370,81±0,59

Результаты также можно представить в виде диаграммы на рисунке 4.


Рис.4. Сравнение антропометрических показателей тела мальчиков основной и контрольной группы после эксперимента

По результатам исследования наибольшие значения массы тела определяются среди представителей основной группы, тогда как самые низкие цифры рассматриваемого показателя выявляются среди мальчиков контрольной группы. Наши исследования показывают, что у детей основной группы к 9-10 годам прирост массы тела характеризуется максимальными годовыми прибавками. Можно предположить, что проведение курса лечебных физических упражнений привело к улучшению морфометрических характеристик мальчиков основной группы.

Значительная величина прибавок в основных показателях (длина и масса тела) у мальчиков основной группы определена стимулирующим влиянием продолжительного применения комплекса специальных упражнений.

Если антропометрические исследования характеризуют структурные изменения в организме, то физиометрические показатели в большей степени отражают функциональное состояние отдельных органов и систем.

Таблица 6. Физиометрические показатели организма контрольной и основной групп после эксперимента

№ПоказателиОсновная группаКонтрольная группаДо экспериментаПосле экспериментаДо экспериментаПосле эксперимента1ЧСС, уд/мин86,21±0,4181,21±0,3788,41 ±0,4486,81±0,432АДС, мм.рт.ст.97,26±0,68103,38±0,8196,32±0,84100,38±0,893АДД, мм.рт.ст.68,31 ±0,5164,52±0,5962,48±0,5666,49±0,624ЖЕЛ,л1,84±0,092,10 ±0,111,71 ±0,071,96±0,095ЖИ, мл/кг65,71±0,5473,66±0,5658,96±0,5167,58±0,546Кистевая сила, кг 13,56±0,1817,48±0,2312,4614,86±0,227Становая сила, кг12,4614,86±0,2212,4614,86±0,22

Результаты также отражены на рисунке 5.


Рис.5. Сравнение результатов физиометрических показателей после эксперимента

Оптимальная величина в физиометрических показателях мальчиков основной группы объясняется тем, что у них эффективно проявляются результаты внедренных комплексов специальных физических упражнений. Следовательно, оздоровительные методики приводят к положительной перестройке основных показателей организма мальчиков.

ВЫВОДЫ

1.На основе научной литературы нами было выявлено, что специальные физические упражнения влияют на коррекцию физических качеств у детей с нарушением зрения. Они оказывают положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития. Несмотря на это, содержание большинства существующих в настоящее время программ по адаптивному физическому воспитанию детей с нарушением зрения не содержат необходимого блока специальных задач по коррекции их физических качеств.

2.Разработанная нами методика специальных физических упражнений включала: общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, специальные упражнения для глаз; упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы; упражнения для развития устойчивости к утомлению.

.В ходе эксперимента нами были изучены особенности физического развития и функционального состояния исследуемых детей с нарушением зрения в возрасте от 9 до 10 лет.

.На основе сравнительного анализа показателей в контрольной и экспериментальной группе, было доказано, что учитывая необходимые требования и создавая оптимальные условия, а также учитывая особенности зрительного заболевания, путем использования специальных физических упражнений можно оказать положительное влияние на развитие детей с нарушением зрения. Проводимый комплекс лечебных физических упражнений показал положительную динамику развития физических качеств. У мальчиков основной группы он способствовал развитию двигательных качеств, прежде всего, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, подвижности позвоночника, а также коррекции нарушений осанки и продолжает поддерживать на оптимальном уровне функциональные возможности организма.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства : пособие для студентов / Б.Г. Ананьев. - М. : Физкультура и спорт, 1964. - 223 с.

2.Азарян, Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе / Р.Н. Азарян. - М. : 1989. - 254 с.

.Денисова, М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа (авторская) для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога : специальные коррекционные программы для школьников с тяжелой зрительной патологией / М.А. Денисова. - СПб. : 1995. - 157 с.

.Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: справочник / В.А. Епифанов, В.Н. Мошков, Р.И. Антуфьева. - М. : Медицина, 2008. - 366 с.

.Земцова, М.И. Учителю о детях нарушениями зрения / М.И. Земцова. - М. : Кит, 2009. - 244 с.

.Касаткин, Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей / Л.Ф. Касаткин. - М. : 1980. - 154 с.

.Кручинин, В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях / В.А. Кручинин. - М. : 1987. - 255 с.

.Корхин, М.А. Лечебная физкультура в домашних условиях / М.А. Корхин, И.М. Рабинович. - Л. : 1990. - 656 с.

.Кульбуш, Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников / Е.А. Кульбуш. - Л. : 1990. - 366 с.

.Кульбуш, Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и школьного возраста / Е.А. Кульбуш. - Л. : 1999. - 352 с.

.Ловейко, И.Д. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей / И.Д. Ловейко - М. : Логос, 1990. - 129 с.

.Ловейко, И.Д. Формирование осанки у школьников / И.Д. Ловейко - М. : Логос, 1990. - 428 с.

.Лях, В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте/ В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2007.- № 5.- С.25-29.

.Лях, В.И. Развивая координационные способности учащихся 1-Ш классов / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2008.- № 3.- С.44-47.

.Пальнау, Э.Д. Обучение правильному дыханию / Э.Д. Пальнау // Физическая культура в школе. - 2006.- №3.- С.23-24.

.Пальнау, Э.Д.Образовательные стандарты для специальных коррекционных школ / Э.Д. Пальнау. - СПб. 2006, - 268 с.

.Пальнау, Э.Д.Основы обучения и воспитания аномальных детей / Э.Д. Пальнау. - М. : Просвещение, 1965. - 322 с.

.Пальнау Э.Э. Учим правильно дышать / Э.Д. Пальнау // Физическая культура в школе. -2006. - С. 16-17.

.Пальнау, Э.Э. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Э.Д. Пальнау. - СПб. 2006, - 268 с.

.Ростомашвили, Л.Н. Специфика методов обучения двигательным действиямдетей с нарушениями зрения / Л.Н. Ростомашвили // Материалы 4 Международной науч. практ. конференции, посвященной 100-летию со дня образования Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : 1997. - С. 55-59.

.Ростомашвили, Л.Н. Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения / Л.Н. Ростомашвили // Материалы 4 Международной науч. практ. конференции, посвященной 100-летию со дня образования Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : 1997. - С. 60-67.

.Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) / Л.Н. Ростомашвили. - СПб., 2001. - 322 с.

.Ростомашвили, Л.Н. Руководство к действию. Федеральная программа "Дети-сироты" / Л.Н. Ростомашвили. - М : Школа здоровья, -1995. - 344 с.

.Семенов. Л.А. ЛФК в школе для слепых и слабовидящих детей и организация её реализации путем применения тренажеров / Л.А. Семенов. - М., 1986. - 233 с.

.Семенов, Л.А. Обучение ориентированию и мобильности слепых учащихся начальных классов / Л.А. Семенов. - М., 1986. - 253 с.

.Семенов Л.А. Азбука движения для слепых детей / Л.А. Семенов. - М., 2006. - 350 с.

.Солнцева, Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе / Л.И. Солнцева, - М., 1990. - 154 с.

.Солнцева, Л.И. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Материалы научной конференции / Л.И. Солнцева, - М., 1990. - 269 с.

.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова, - М. : Советский спорт, 2001 - 411 с.

.Шкарлова, С. И., Близорукость, дальнозоркость, астигматизм / С. И. Шкарлова, - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 233 с.

.Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М.И. Земцова. М. : 1973. - 249 с.

.Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М : учеб пособие для студентов. -2008. - 366 с.


Приложение 1

Результаты тестирования основной группы до и после эксперимента

№ФИОСкорость (сек)Скоростно-силовые качества (см)Подвижность позвоночника (раз)Сила (см)ДоПослеДоПослеДоПослеДоПослеБорев И.А.19,219,9119,0125,71920288,1291,0Валеев Р.Р.20,120,7131,1135,41821244,0322,1Демин А.Т.19,919,9132,0147,22126254,9324,7Дмитриев А.Л.21,022,1129,9134,82023322,1324,6Крылов С.В.20,620,8139,8147,91627304,8320,1Шайдуллин А.М.20,320,4144,3144,92022291,8301,2Якупов Д.И.19,920,1144,1146,21823312,7319,7Якшин А.В.20,620,7116,1139,72226320,8318,4Xсредняя арифметическая20,6±1,820,7±1,5130,0±14,3146,6±1619,7± 3,723,0±3,8288,0±44,1324,7±64,7 см

Результаты антропометрических показателей тела мальчиков основной группы до и после эксперимента

№ФИОДлина тела (см)Масса тела (кг)Длина туловища (см)Длина руки (см)Длина ноги (см)ДоПослеДоПослеДоПослеДоПослеДоПосле1Борев И.А.129,1130,128,529,237,839,056,056,969,070,8Валеев Р.Р.129,9126,828,129,037,939,255,359,768,871,7Демин А.Т.132,8133,229,130,538,040,056,557,069,269,9Дмитриев128,1129,729,030,137,239,755,956,668,768,9Крылов С.В.131,0134,728,930,138,536,755,755,968,669,7Шайдуллин130,5132,729,330,438,139,755,856,268,869,5Якупов Д.И.131,4134,729,231,037,338,556,157,069,770,1Якшин А.В.132,1133,728,429,637,939,055,1255,969,870,8Xсредняя а130,12±0,89133,68±0,9628,56±0,4630,46±0,4537,91 ±0,6439,61±0,8156,12±0,4857,64±0,5268,84±0,4970,81±0,61

Результаты физиометрических показателей организма основной группы до и после эксперимента

№ФИОЧСС, уд/минАДС, мм.рт.ст.АДД, мм.рт.ст.ЖЕЛ,лЖИ, мл/кгКистевая сила, кгСтановая сила, кгДоПДоПДоПДоПДоПДоПДоПБорев И.А.86,385,097,1101,268,2641,92,1066,0641,92,1066,0101,2Валеев Р.Р.84,780,497,299,768,365,71,81,962,865,71,81,962,899,7Демин А.Т.85,785,897,099,869,266,71,92,065,266,71,92,065,299,8Дмитриев А89,089,096,7100,767,167,01,71,864,767,01,71,864,7100,7Крылов С.В86,286,796,0101,065,465,01,81,963,665,01,81,963,6101,0Шайдуллин87,985,797,8103,768,767,71,91,966,867,71,91,966,8103,7Якупов Д.И.89,088,197,8102,962,763,01,82,065,763,01,82,065,7102,9Якшин А.В.86,284,197,497,969,769,51,72,062,869,51,72,062,897,9Xсредняя86,21±0,4181,21±0,3797,26±0,68103,38±0,8168,31 ±0,5164,52±0,591,84±0,092,10 ±0,1165,71±0,5473,66±0,5613,56±0,1817,48±0,2312,4614,86±0,22

Результаты тестирования контрольной группы до и после эксперимента

№ФИОСкорость (сек)Скоростно-силовые качества (см)Подвижность позвоночника (раз)Сила (см)ДоПослеДоПослеДоПослеДоПослеАитов Д.Э.19,219,9119,0125,71920288,1291,0Котов В.С.20,120,7131,1135,41821244,0322,1Левин Р.Д.19,919,9132,0147,22126254,9324,7Маннов Р.Р.21,022,1129,9134,82023322,1324,6Попов А.С.20,620,8139,8147,91627304,8320,1Сафиев А.Д.20,320,4144,3144,92022291,8301,2Токорев А.А.19,920,1144,1146,21823312,7319,7Юдин М.Д.20,620,7116,1139,72226320,8318,4Xсредняя арифметическая20,6±1,820,6±1,820,7±1,5130,0±14,3146,6±1619,7±3,723,0±3,8288,0±44,1

Результаты антропометрических показателей тела мальчиков контрольной группы до и после эксперимента

№ФИОДлина тела (см)Масса тела (кг)Длина туловища (см)Длина руки (см)Длина ноги (см)ДоПослеДоПослеДоПослеДоПослеДоПослеАитов Д.Э.129,1130,128,529,237,839,056,056,969,070,8Котов В.С.129,9126,828,129,037,939,255,359,768,871,7Левин Р.Д.132,8133,229,130,538,040,056,557,069,269,9Маннов Р.Р.128,1129,729,030,137,239,755,956,668,768,9Попов А.С.131,0134,728,930,138,536,755,755,968,669,7Сафиев А.Д.130,5132,729,330,438,139,755,856,268,869,5Токорев А.А131,4134,729,231,037,338,556,157,069,770,1Юдин М.Д.132,1133,728,429,637,939,055,1255,969,870,8Xсредняя арифметическая130,12±0,89130,12±0,89133,68±0,9628,56±0,4630,46±0,4537,91 ±0,6439,61±0,8156,12±0,4857,64±0,5268,84±0,49

Результаты физиометрических показателей организма контрольной группы до и после эксперимента

№ФИОЧСС, уд/минАДС, мм.рт.ст.АДД, мм.рт.ст.ЖЕЛ,лЖИ, мл/кгКистевая сила, кгСтановая сила, кгДоПДоПДоПДоПДоПДоПДоПАитов Д.Э.86,385,097,1101,268,2641,92,1066,0641,92,1066,0101,2Котов В.С.84,780,497,299,768,365,71,81,962,865,71,81,962,899,7Левин Р.Д.85,785,897,099,869,266,71,92,065,266,71,92,065,299,8Маннов Р.Р.89,089,096,7100,767,167,01,71,864,767,01,71,864,7100,7Попов А.С.86,286,796,0101,065,465,01,81,963,665,01,81,963,6101,0Сафиев А.Д.87,985,797,8103,768,767,71,91,966,867,71,91,966,8103,7Токарев А.А.89,088,197,8102,962,763,01,82,065,763,01,82,065,7102,9Юдин М.Д.86,284,197,497,969,769,51,72,062,869,51,72,062,897,9Xсредняя86,21±0,4181,21±0,3797,26±0,68103,38±0,8168,31 ±0,5164,52±0,591,84±0,092,10 ±0,1165,71±0,5473,66±0,5613,56±0,1817,48±0,2312,4614,86±0,22

Приложение 2

адаптивный физический культура зрение

Комплекс специальных физических упражнений для коррекции детей с нарушением зрения

Общеразвивающие упражнения

1. И.п. основная стойка руки на поясе, вращательные движения головой по часовой и против часовой стрелки (темп медленный; повторить 8 раз в каждую сторону).

2. И.п. основная стойка руки к плечам, вращательные движения руками вперед и назад (темп умеренный; повторить 8-10 раз).

. И.п. основная стойка руки на поясе, вращательные движения в тазобедренных суставах по часовой и против часовой стрелки (темп медленный, амплитуда движений не глубокая; повторить 6 раз в каждую сторону).

4. И.п. основная стойка руки на поясе, махи ногами (темп нормальный, ноги в коленях не сгибать; повторить 10 раз).

. И.п. основная стойка руки на поясе, приседания не отрывая пяток от пола (темп нормальный; повторить 10 раз).

6. И.п. основная стойка руки в стороны - вдох руки вверх выдох - руки через стороны вниз. Задержаться на выдохе 2-3 сек. (повторить 4-5 раз).

. Ходьба 150-200 метров.

. Медленный бег 6-10 минут + ходьба 100-150 метров.

. Ходьба на месте.

. водные процедуры.

Дыхательные упражнения

1. И.п,- руки на пояс. Объяснение, что такое вдох и выдох и как выполняются 1 - вдох, 2 - выдох через нос (4 раза).

. И.п. - стойка, руки на пояс. 1 - вдох, 2-3 -выдох через рот (3-4 раза).

. И.п.- о.с. 1 - вдох через правую ноздрю, 2 - выдох через правую, 3 - вдох через левую ноздрю, 4 - выдох через левую. По два раза.

. И.п.- основная стойка. 1 - вдох через правую ноздрю, 2 - выдох через левую и наоборот. По два раза.

. И.п. - стойка, руки на пояс. Спеть куплет песни с закрытым ртом.

. И.п. - основная стойка. Произносить с закрытым ртом букву "а" то тихо, то громко (4 раза).

. И.п.- основная стойка. То же, произнося "о", "у". По 3 раза.

. И.п.- основная стойка. То же, произнося "ау", "су". По 3 раза.

.И.п. - стойка руки на пояс. Произношение выше описанных звуков в том же порядке, но с открытым ртом, стараясь дольше тянуть звук. Повторить 4 раза.

.И.п. - стойка, руки на пояс. Счет 1-2 вдох. Па выдохе "у-у-у" (3-4 раза). 11.И.п. - стойка, руки на пояс. 1-2 вдох. С сомкнутыми зубами выдох со звуком "еес", постепенно наклоняя туловище. 4 раза.

. И.п. - стойка, руки на пояс. 1-2 вдох. Полный медленный выдох с произношением "фу, у, у, фу, у, фу, у, у", 3-4 раза.

. И.п. - стойка, руки на пояс. 1-2-3 вдох. Полный выдох, наклоняя туловище и сводя локти вперед (выдох можно делать через рот), 4 раза.

. И.п.-стойка, руки на пояс. 1-2-3 вдох. Выдох произносить через сомкнутые зубы "з,з, з".

. И.п.- основная стойка. 1 - руки в стороны, вдох, 2 - опустить руки, расслабиться, выдох.

. И.п.- основная стойка. 1 - руки в стороны, вдох, 2 - обнять себя за плечи, опустить голову, выдох, 3 раза.

. И.п.- основная стойка. 1-2 вдох, 3-4 поворот туловища вправо, выдох. То же самое в другую сторону. По два раза в каждую сторону. Примечание. Самое выгодное положение для вдоха, обеспечивающее максимальное расширение грудной клетки и лучшую вентиляцию легких, - стоя, руки вниз и слегка назад или руки на пояс.

Специальные упражнения для глаз

1. В положении стоя - смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки в 25-30 см от глаза смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз.

. В положении стоя - вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

. В положении стоя - расположить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаза, прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек.; то же самое проделать с пальцем л евой руки, затем убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек., повторить 5-6 раз.

. В положении стоя - отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головою, следить глазами за пальцем. Медленно перемещать палец слева направо, следить глазами за ним. Повторить 10-12 раз.

. Упражнения с гимнастической палкой. Смотреть на палку.

. Упражнения с обручем - вращая его в руке. Смотреть на кисть.

. И.п. - стоя, смотреть вперед на какой-нибудь предмет. Голову повернуть направо, затем налево, не отводя взгляда.

. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

. Сидя, быстро поморгать в течение 1-2 минут. Двигаться должны только веки; моргать без усилий, следить за тем, чтобы брови сохранялись в расслабленном состоянии.

. Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин.

. И.п. - сидя. "Пальминг". Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20-30 секунд.

. В положении сидя: тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек., снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.

. И.п. -стоя (сидя) перевод взгляда с близкого на дальнее расстояние (двумя глазами).

. И.п. - стоя (сидя) поочередный перевод взгляда из угла в угол спортзала. 15. И.п. - сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги приподнять. "Ножницы" - окрестные движения ногами, смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать.

. И.п. - то же, поочередно поднимать и опускать ноги, смотреть на носок. 17. И.п. - то же. Махи ногами поочередно вправо, влево, вверх-кнутри.

. И.п. - то же. Круговые движения ногой.

. И.п. - лежа на спине, руки в стороны, а в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку, вернуться в и.п. Смотреть на мяч.

. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой, смотреть на мяч. При поднимании руки -вдох, при опускании - выдох.

. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Окрестные движения прямыми руками 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки.

. И.п. - лежа на спине, руки вперед в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке, 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

. И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Мах ногой с касанием носком мяча. Смотреть на носок. Во время маха выдох.

. И.п. - лежа на спине, руки вперед. Окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки.

. И.п. - лежа на спине, в правой руке теннисный мяч. Выполнять круговые движения, смотреть на мяч. Менять направление движения.

. И.п. -лежа. Перемещение взгляда при закрытых глазах. Закройте глаза, расслабьте брови. Медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем - вправо. Старайтесь не щуриться.

Упражнения, улучшающие работоспособность цилиарной мышцы

. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Смотреть на мяч.

. Подбросить мяч обеими руками и поймать. Смотреть на мяч.

. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Смотреть на мяч.

. Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Следить за движением мяча.

. Броски теннисного мяча в стену. Следить за мячом.

. Броски теннисного мяча в мишень. Сопровождать движение мяча взглядом.

. Бросить теннисный мяч на пол так, чтобы, отскочив, он ударился о стену, а затем поймать его, следить за мячом. Примечание: общеразвивающие упражнения в сочетании с движениями глаз - голову не поворачивать, движения глаз выполнять медленно.

Комплекс упражнений для развития устойчивости к утомлению

1. И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

. И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

. И.п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, 3 - перевести взгляд на конец пальца и смотреть него 3-5с, 4 -опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

. И.п. - сидя. 1 - смотреть прямо перед собой 2-3 с, 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

. И.п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

. И.п. - стоя. 1 - отвести правую руку в сторону, 2-4 - медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствуем их координацию.

. И.п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2-4 медленно пере двигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

. И.п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 -спустя 1-2 с. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

. И.п. - сидя, голова неподвижна. 1 -вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 - проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз.


Физические упражнения для детей с нарушением зрения